Их основным рационом питания являются небольшие членистоногие, а также воск, и эти птицы умеют определять местоположение всех пчелиных гнезд на площади до 250 квадратных километров, пишет National Georgaphic.
Однако если ловить мелких представителей фауны медоуказчиковые могут самостоятельно, то для добычи воска им требуется посторонняя помощь. Во-первых, укус пчелы может быть для них смертельно опасен; во-вторых, чтобы добраться до воска, сначала надо расчистить пространство от меда, который птицам не нужен. В результате эволюционно выработался идеальный тандем: особыми сигналами медоуказчиковые зовут к улью людей, а затем отлетают на некоторое расстояние. Человек дымом выкуривает пчел и оставляет птице соты, забрав мед.
Преимущества подобного сотрудничества оценил африканский народ Яо, живущий в Мозамбике. Без птиц обнаружить многие ульи было бы сложно: они располагаются высоко на деревьях в глубоких дуплах. Неизвестно, как давно зародилась традиция совместного поиска меда, но о ней еще в 1588 году писали португальские миссионеры.
Ученые из нескольких университетов, изучая особенности поведения медоуказчиковых, обнаружили, что связь между человеком и птицей двусторонняя. Сидеть и ждать, когда птица позовет на добычу меда, можно долго, и поэтому представители Яо сами научились посылать медоуказчиковым особые звуковые сигналы. Дав понять, что «пора на охоту», человек бежит за птицей, иногда на расстояние нескольких километров.
Биологи также отметили, что медоуказчики в три раза чаще находят улей в том случае, когда имитация их языка в исполнении человека звучит непрерывно на протяжении всего пути.
О результатах исследования рассказано на сайте Кембриджского университета. Ученые подчеркивают, что это первый известный случай, когда человек научил добывать пищу дикую птицу. Ранее были известны лишь примеры дрессировки птиц (например соколов, бакланов), содержащихся в неволе, или домашних животных (свиней, собак).