Первоначальная концепция законопроекта вводила понятие «лесопарковый зелёный пояс» как непрерывную, насколько это возможно, природную территорию вокруг мегаполиса, защищённую от дальнейшего растаскивания и застройки. Принятый в первом чтении законопроект не представлял собой ничего интересного: он декларировал важность сохранения пригородных лесов, оставляя большинство практических вопросов на усмотрение правительства.
Но ко второму чтению концепция изменилась. Закон в окончательной редакции рассматривает лесопарковый зелёный пояс как лоскутную территорию, представленную только лесами и зелёными насаждениями (внутри городов), и составленную исключительно из никем не востребованных ни сейчас, ни в планируемой перспективе земельных участков. Такой пояс займёт гораздо меньшую площадь, чем та, которую сейчас занимают лесопарковые и зелёные зоны. Леса, которые уже предоставлены под застройку или которые только планируется предоставить под застройку, по новому закону в лесопарковый пояс включать нельзя, равно как и водные объекты, и нелесные природные территории.
Действующее законодательство использует понятия лесопарковых и зелёных зон. Оно защищает эти зоны от сокращения площади и капитальной застройки, пусть и неэффективно. Этот режим часто не соблюдается из-за лазеек в лесном законодательстве и из-за того, что три четверти государственных лесов в нашей стране не поставлены на кадастровый учёт. Новый закон, особенно при намеренном попустительстве со стороны надзорных органов, даёт возможность легализовать воровство лесных земель.
«С точки зрения сохранения лесов и других природных территорий, окружающих крупные города, закон представляет собой бессмысленную пустышку. Он вообще никак не повышает охранный статус этих лесов, если не считать увеличения некоторых штрафов. Но он может облегчить вывод лесных участков из государственной собственности и из общего пользования граждан под различные цели, не связанные с существованием леса», — заявил руководитель лесного отдела Гринпис России Алексей Ярошенко.