Начало > Эко новости > Термиты владели "сельским хозяйством" на миллионы лет раньше людей

Термиты владели "сельским хозяйством" на миллионы лет раньше людей

29/06/2016 12:02 / 👁 890 / Источник gismeteo.ru / Поделиться:
Если вы думаете, что 25 миллионов лет назад не было фермеров, вы ошибаетесь. Только это были не наши предки, а маленькие термиты, занимавшиеся подземным сельским хозяйством на микроуровне.Эрик Робертс из Университета Джеймса Кука и ученые из Огайо обнаружили «грибные сады» в ископаемых гнездах термитов в Восточной Африке. Гнездо термитов, сохранившее остатки «фермы». Возраст — 25 миллионов лет. © H. Hilbert-Worf, James Cook University Гнездо термитов, сохранившее остатки «фермы». Возраст — 25 миллионов лет. © H. Hilbert-Worf, James Cook University

Эрик Робертс из Университета Джеймса Кука и ученые из Огайо обнаружили «грибные сады» в ископаемых гнездах термитов в Восточной Африке. Они вышли на поверхность отвесных скал рифта озера Руква на юго-западе Танзании и являются самыми древними вещественными доказательствами земледелия.

Ископаемые структуры имеют все признаки доисторической фермы. Сельскохозяйственные культуры были организованы в соответствии с замысловатым комплексным планом. Землю устилал материал для уборки урожая. Кроме того, анализ показал, что культуры состояли только из тех, которые развиваются исключительно в подготовленных условиях.

«Возникновение такого поведения, вероятно, оказало большое влияние на распределение питательных веществ по местности и эволюцию африканской биоты», — полагает соавтор исследования Нэнси Стивенс из университета Огайо.

Итак, некоторые виды термитов превращали растительный материал в легко усваиваемые источники пищи. Образцы ДНК современных потомков этих термитов помогли установить, что «грибное сельское хозяйство» появилось 25–30 миллионов лет назад. Полученные из Танзании данные подтвердили правильность даты, а также позволили исследователям документировать эволюцию и сроки симбиотических отношений между насекомыми и их «фирменной продукцией» — грибами. Они жили в состоянии «обязательных симбиотических отношений», то есть не могли существовать друг без друга.

«Процесс земледелия термитов был похож на человеческое возделывание земель, которое начало развиваться спустя миллионы лет. „Грибное сельское хозяйство“ расширило среду обитания термитов и территории произрастания „окультуренных грибов“. Благодаря „грибоводству“ термиты распространялись не только в африканском тропическому лесу, но и во всем мире, даже в менее благоприятных регионах и в Азии», — рассказал исследователь Дюр Анен из Вагенингенского университета в Нидерландах.

Исследование было опубликовано в журнале PLoS ONE.