Опубликовано 15/06/2016, в 16 ч. 11 мин., 498 просмотров

Синицы в городе стареют быстрее

Большая синица. Фото: Wikimedia Commons

У жизни в городах для животных есть как положительные, так и отрицательные стороны. Исследования показывают, что городские птицы по сравнению с представителями того же вида, живущими в сельской местности, показывают более высокие результаты тестов на сообразительность. Однако также имеются данные, что у птиц в городах больший уровень стресса оказывает отрицательное влияние на здоровье. Новое исследование продемонстрировало, что жизнь в городе может ускорить старение птиц.

Ученые исследовали птенцов большой синицы (Parus major), рожденных в городе и в сельской местности, при этом некоторые птенцы после рождения специально пересаживались в гнезда родителей, живущих в других условиях, и выкармливались уже там. Через 15 дней исследователи взяли анализ крови птенцов, чтобы изучить их теломеры – участки на концах хромосом, которые не кодируют никаких признаков. Теломеры нужны, чтобы защитить основную часть ДНК от повреждений во время клеточного деления. Когда клетка должна поделиться, особый фермент ДНК-полимераза движется вдоль цепочки ДНК и синтезирует ее копию. Но полимераза не способна приступить к работе с самого кончика хромосомы, поэтому она начинает удваивать ее, немного отступив от края. В результате после каждого деления хромосомы немного уменьшается. Чтобы при таком уменьшении не были затронуты кодирующие области, на концах хромосом находятся теломеры. Но постепенно, после новых и новых циклов деления, теломеры будут сокращаться всё больше – в этом и состоит старение клетки. Соответственно, более длинные теломеры обеспечивают клеткам, а в конечном итоге и всему организму, большую продолжительность нормальной работы.

Биологи установили, что у птенцов большой синицы, которые выращивались в городских условиях, теломеры в среднем на 11 % короче, чем у их сверстников, которые росли в деревне. При этом длина теломеров не зависит от места рождения. Если птенцы вывелись в сельской местности, но росли в городе, их теломеры тоже будут короткими. Авторы работы полагают, что загрязнение окружающей среды в городе может привести к повреждению ДНК, укорачиванию теломеров и более быстрому старению синиц.

Исследование опубликовано в журнале Biology Letters.

Источник Полит.ру