Применяемый в ветеринарии препарат диклофенак стал во второй половине 1990-х – начале 2000-х годов причиной гибели миллионов грифов в Индии. Сейчас индийская популяция птиц постепенно восстанавливается, но та же проблема может возникнуть в Европе.
Диклофенак начали использовать в Индии для лечения животных с 1994 года. Как оказалось, препарат попадал в организм грифов, которые ели тела умерших животных. У грифов нет необходимого фермента, который разлагает диклофенак, поэтому он накапливается в их организме, вызывая в конечном итоге почечную недостаточность и смерть. Истории гибели грифов в Индии и многочисленным последствиям этого мы ранее посвятили особый очерк.
Теперь в Индии, Пакистане и Непале ветеринары стали использовать другой противовоспалительный препарат – мелоксикам. На данный момент считается, что популяция грифов в Индии и соседних странах восполнила примерно половину понесенных потерь.
В 2013 году применение диклофенака для лечения крупного рогатого скота было официально разрешено в Испании. Уже тогда биологи, знакомые с действием диклофенака на птиц, выразили обеспокоенность возможной гибелью европейских птиц-падальщиков из-за мяса коров, которых лечили этим препаратом. В частности, под угрозой представитель грифов – белоголовый сип (Gyps fulvus), 80 % европейской популяции которого обитает как раз в Испании. По данным Фонда охраны грифов, в Испании обитает около 70 000 белоголовых сипов, а также 5000 черных грифов (Aegypius monachus), 3000 стервятников (Neophron percnopterus) и 300 бородачей (Gypaetus barbatus).
В конце апреля Рис Грин (Rhys Green) из Кембриджского университета и его коллеги опубликовали в журнале Applied Ecology статью, где описывалась математическая модель воздействия диклофенака на сипов Испании. Согласно расчетам ученых, это вызовет сокращение численности птиц на 1 – 8 % ежегодно. «Можно сравнить это с игрой в русскую рулетку, – говорит Рис Грин. – Грифы едят в среднем три раза в день. Так что 120 дней в году превращаются в 120 нажатий на курок».
В Европе диклофенак был одобрен для применения в ветеринарии с 1993 года. В 2014 году Европейское агентство по лекарственным средствам признало, что грифы подвержены риску из-за поедания остатков препарата в телах мертвых животных, но не запретило использование диклофенака. В 2015 году Европейская комиссия приняла решение следовать рекомендации агентства, обязав страны-члены ЕС принять меры, чтобы тела животных, которых лечили диклофенаком, не попадали в пищевую цепочку в дикой природе. Ряд исследователей считает такие меры недостаточными и утверждает, что европейские регуляторы должно строже относиться к использованию не только диклофенака, но и других нестероидных противовоспалительных препаратов. Все такие средства должны пройти проверку, которая определит, способны ли они нанести вред птицам, поедающим мертвых животных. Ученые также полагают, что Европейский Союз должен быть примером для остальных стран. Если в Европе продолжат использовать диклофенак, Индия и другие страны тоже могут решить ослабить принятые ими ограничения, а страны Африки откажутся от намерения запретить диклофенак в ветеринарии.
Помимо диклофенака недавно была обнаружена другая угроза для белоголовых сипов. В 2012 году в теле мертвого сипа, найденном в Испании, был выявлен высокий уровень другого противовоспалительного ветеринарного препарата – флуниксина. Причиной смерти птицы, как и в Индии, стала почечная недостаточной из-за висцеральной подагры – отложения уратов во внутренних органах. Ранее из нестероидных противовоспалительных препаратов такое действие на птиц было выявлено только у диклофенака. С тех пор токсиколог Рафаэль Матео Сориа из Университета Кастилии-Ла-Манчи обнаружил еще два случая отравлений испанских грифов флуниксином.
Испанское государственное агентство, регулирующее оборот лекарств (AEMPS) и министерство сельского хозяйства (MAGRAMA) провели собственное моделирование смертности белоголовых сипов от отравления диклофенаком. По их оценкам, каждый год от этого будут умирать 15-39 птиц. Расчеты Грина и его коллег дали другой результат – от 715 до 6389 случаев смерти в год. Причем в расчетах ученых использовалось то же количество тел животных, содержащих диклофенак, что и в модели, представленной официальными органами. Расхождения между двумя моделями в основном касались определения смертельной для птицы дозы препарата. Если верна оценка Грина, то вымирание с такой скоростью может привести к исчезновению популяции испанских белоголовых сипов. Европейская комиссия и производители диклофенака пока не прокомментировали результаты исследований.