Начало > Эко новости > Новая версия "эволюционного древа" удивила бы Дарвина

Новая версия "эволюционного древа" удивила бы Дарвина

14/04/2016 09:00 / 👁 980 / Поделиться:
Международная исследовательская группа ученых-микробиологов представила обновленную версию "древа жизни" (филогенетического древа), заметно отличающуюся от классического "ветвящегося дерева". Коротко об этом сообщает РГ со ссылкой на The New York Times, научные подробности опубликованы в журнале Nature. Иллюстрация www.nature.com Иллюстрация www.nature.com

Известный всем естествоиспытатель и путешественник Чарльз Дарвин представил свое "ветвящееся дерево" - самую первую версию теории эволюции - в 1859 году, в книге "Происхождение видов". С тех пор ученые всего мира не раз стремились нарисовать это дерево, используя результаты научных исследований. Изобретение секвенирования ДНК (то есть определения и описания их аминокислотной или нуклеотидной последовательности) революционизировало этот проект, так как удалось найти взаимосвязь между видами, закодированную в их генах.

В 1977 году американский микробиолог Карл Везе (Carl Woese) предложил новую биологическую классификацию, объединяющую все формы жизни в три большие группы. Первая группа - это археи, то есть одноклеточные, не имеющие ядра и обитающие в экстремальных местах - таких как горячие источники бескислородная водно-болотная среда. Это самые старые жители Земли. Вторую группу составляют различные бактерии, а третья называется эукариоты: в нее входят организмы, клетки которых содержат ядра. Сюда относятся животные, растения грибы и простейшие.

Новая версия "эволюционного древа", построенного на основе молекулярной информации, больше похожа на цветок или куст. В ней не один, а три "ствола" (как у Везе), новые ветви, веточки и листья и полное отсутствие изолированных видов (тупиковых ветвей развития). При этом, виды точнее и ближе расположены по отношению друг к другу. Но, вероятно, самым унизительным для человека (эукариота), считающего себя "вершиной эволюции", стало подтверждение его тесной связи с археями и размещение его, цветка и амебы на веточках одинаковой толщины. Хотя, на самом деле, никакого унижения достоинства тут нет: это лишь результаты геномных исследований.

И чтобы окончательно поставить на место зазнавшегося "царя природы": самый толстый ствол древа - это бактерии. Причем, преобладают в нем виды, которые ученые никогда не смогут увидеть или вырастить в своих лабораториях.

Секвенированием ДНК видов, из которых составлено новое "древо жизни", в течение нескольких лет занималась Джилиан Бэнфилд (Jillian Banfield) вместе со своими коллегами из Калифорнийского университета в Беркли. Образцы ДНК собирались из многих сред обитания - например, на калифорнийских лугах и в глубоководных шахтах. В результате были получены данные ДНК 2072 известных видов и 1011 новых видов архей. Все это было проанализировано с помощью Суперкомпьютера.