Другие полагают, что причиной отказа от полигамных отношений является любовь — чувство, которое со временем стало гораздо более ценным для людей.
Но учёные считают, что ответ на этот вопрос должен быть другим и лежать в сугубо физической, а не эмоциональной плоскости. Всё дело в микробах, пишут они. Согласно новому исследованию специалистов Университета Ватерлоо в Канаде, ужасные последствия, вызванные венерическими заболеваниями (STI), убедили наших предков, что лучше бы иметь одного полового партнёра и на всю жизнь.
Первобытные люди могли выработать социальные нормы, которые способствовали установлению моногамии, и придумать наказания за полигамию именно под воздействием тех самых болезней, передающихся половым путём, считают канадские специалисты.
По мнению учёных, как только охотники-собиратели начали жить в больших поселениях, которые были ранее образованы земледельцами, заболевания, передающиеся половым путём, стали быстро распространяться. Последствия, которые они вызывали, могли убедить людей выработать определённые социальные нормы поведения, способствующие созданию отношений с одним половым партнёром на протяжении многих лет.
Исследование использует методы компьютерного моделирования для имитации эволюции различных социальных половых отношений у людей, основываясь на демографических параметрах и показателях о распространении болезни.
"Это исследование показывает, как события в природных системах, такие как распространение инфекционных заболеваний, могут сильно влиять на развитие и установление социальных норм", — говорит профессор кафедры прикладной математики из Университета Ватерлоо Крис Баух (Chris Bauch).
Он добавляет, что данная научная работа иллюстрирует, как математические модели используются не только для прогнозирования будущего, но и также для понимания прошлого.
Исследователи выяснили, что когда размер населения увеличивался, наличие половых заболеваний снижало способность к воспроизведению потомства среди мужчин, имеющих несколько половых партнёров. В связи с этим произошло изменение в сексуальном поведении людей, что показало большую пользу для отдельных людей, так и для группы в целом.
По словам специалистов, в ранних поселениях охотников-собирателей было распространено, что у одного самца было несколько самок для спаривания (как раз в целях увеличения количества потомков). В таких небольших обществах, где имеется максимум 30 половозрелых особей, вспышки болезней, передающихся половым путём, были кратковременными и, как правило, не производили серьёзного воздействия на население.
Однако, после того как общества стали развиваться вокруг сельских хозяйств, и размер населения постепенно увеличивался, венерические заболевания начинали также широко распространяться по полигамным сетям, пишут эксперты.
А учитывая отсутствие в те времена эффективных лекарств от сифилиса, хламидиоза и гонореи, вероятно, эти болезни появлялись всё чаще. Тогда-то люди и поняли, что лучше отказаться от полигамных отношений, выбрав моногамные, а также порицать мужчин и женщин, которые продолжали вести "распущенный образ жизни".
Группы, которые установили моногамные социальные нормы, могли вытеснить группы, которые такие устои не имели, говорят учёные.
"Наши социальные нормы не развивались в полной изоляции, учитывалось и естественное окружение. Напротив, мы не может понять эволюцию социальных норм без изучения их истоков в естественной среде, — отмечает Баух. – Они формировались под влиянием окружающей среды".