Контакты | Реклама | Подписка
Начало > Эко новости > Пять лет после трагедии: в город Фукусима никто не вернулся

Пять лет после трагедии: в город Фукусима никто не вернулся

12/03/2016 15:20 / 👁 949 / Источник Вести.Ru / Поделиться:
Пять лет после трагедии. Сегодня в Японии вспоминают жертв разрушительного землетрясения и цунами. Подземные толчки в 9 баллов и 40-метровые волны стерли с лица земли прибрежные города и спровоцировали самую страшную со времен Чернобыля техногенную катастрофу."Добро пожаловать на атомную станцию Фукусима-1, по прямой — полтора километра", — написано на этом плакате. Фото с сайта Вести.Ru (www.vesti.ru) Фото с сайта Вести.Ru (www.vesti.ru)

Пять лет после трагедии. Сегодня в Японии вспоминают жертв разрушительного землетрясения и цунами. Подземные толчки в 9 баллов и 40-метровые волны стерли с лица земли прибрежные города и спровоцировали самую страшную со времен Чернобыля техногенную катастрофу.

"Добро пожаловать на атомную станцию Фукусима-1, по прямой — полтора километра", — написано на этом плакате. Но воспользоваться подобным гостеприимством по доброй воле вряд ли кто-нибудь захочет еще не один десяток лет. Дозиметр показывает превышение радиационного фона в 20 раз.

В запретную зону наша съемочная группа отправились со стороны города Фукусима. До закрытой территории еще 30 километров, а на дороге — уже ни одной машины. Въезжаем со стороны КПП к северу от станции. 11 марта 2011 года сюда пришла десятиметровая волна.

О том, что до этого дня здесь был плотно застроенный частными домами микрорайон, можно догадаться только по остаткам фундаментов. И лишь несколько истерзанных построек возвышаются среди всей этой пустыни.

А сюда волна цунами не дошла. Это городок Томиока — от АЭС Фукусима-1 километрах в трех, не больше. Людей отсюда выселили почти сразу. Тишину нарушают лишь завывания ветра и шум сорной травы. Из посторонних звуков — только верещание нашего дозиметра, не умолкающего ни на секунду.

Можно померить, какой здесь фон рядом с железнодорожной станцией. Ого! 45 микрозивертов! Превышение в 150 раз! Лучше поскорее уезжать отсюда.

Видно, что люди не просто покидали этот город. Они спасались бегством, даже не пытаясь унести с собой свое добро. Вряд ли они поступили бы так, скажи им тогда — что и через пять лет дорога назад для них будет закрыта.

Как раз на 12-13 марта в этом магазине DVD и компакт-дисков намечалась крупная распродажа. Судя по всему, она так и не состоялась.

До нас в этот минимаркет после землетрясения точно никто не заходил. Мы это поняли, как только открыли дверь, по ужасающему запаху испорченных продуктов, сброшенных землетрясением, они ровным слоем покрывают пол вперемешку с битым стеклом бутылек, мелкими товарами и осколками витринных полок.

После 11 марта 2011 года к этим машинам никто не приближался. Заросшие бурьяном автомобильные парковки — красноречивая примета мертвого города. За пять лет они превратились в груду никому не нужного хлама. И дело здесь даже не в разрушительном воздействии природы и климата. Счетчике Гейгера — 40 микрозивертов.

Эти автомобили даже для металлолома не годятся. С учетом того, что общепринятая норма облучения — 0,3 микрозиверта, получается, что за час пребывания здесь человек получает 5-дневную дозу радиации.

Масами Есидзава — единственный местный житель, который отказался покидать свою ферму, а его коровы — свидетели аварии, которые выжили, оставшись в запретной зоне. Убивать он их не стал назло властям. После 11 марта Есидзава стал активным противником возвращения Японии к использованию атомной энергии.

"Правительство отдало приказ — уничтожить весь скот, который им мешает как бельмо на глазу. Но таким приказам я подчиняться не собираюсь. Такая у меня форма протеста против политики властей. Атомная энергия — не для Японии, 11 марта это продемонстрировало в полной мере. Но жизнь их ничему не учит", — говорит фермер Масами Есидзава.

Коровы так и живут на радиоактивной траве. Мясо их, разумеется, на продажу не годится, но каждый месяц у них берут кровь на анализ, фиксируя влияние радиации на организм.

Белые пятна у коров, вскормленных обогащенной радиоактивным стронцием и цезием травой, начали появляться через год после аварии на станции. Является ли это следствием радиоактивного отравления — наука однозначного ответа дать не может. Но нигде, кроме Фукусимы, точнее — районов, которые расположены вблизи аварийной АЭС, таких странных проявлений больше не наблюдается.

В администрации этого города нам сказали, что даже о возможных сроках восстановительных работ речь пока не идет. Уровень радиации слишком высок. Поэтому детская площадка с качелями и горками пока так и будет зарастать радиоактивной травой, а пустые квартиры с разбитыми окнами продолжат покрываться новыми слоями отравленной атомными частицами пыли.

Всего на данный момент из опасных районов выселены около 50 тысяч человек. Когда находишься здесь, трудно представить себе, что когда-нибудь сюда вернется прежняя беззаботная жизнь. Рано или поздно работы по дезактивации будут проведены и здесь. Но, как показало анкетирование, в те районы, где правительство как будто бы завершило подготовку к приему граждан, реально возвращаются не больше 12% населения.

Проведя в зоне отчуждения не около пяти часов, мы получили, согласно показателям счетчика Гейгера, трехдневную дозу облучения. По мерках фукусимских ликвидаторов, которые такие значения накапливают за 15-20 минут, это действительно не много. И все же рассчитывать на скорое возвращение жителей в эти места не приходится — хотя бы потому на устранение последствий аварии на атомной станции власти отводят еще не менее 30 лет.

Последние новости

Популярные новости