Опубликовано 11/03/2016, в 18 ч. 39 мин., 613 просмотров

Бабочки могут воспринимать невероятное количество цветов

Учёные выяснили, что бабочки видят невероятное количество цветов, но с какой целью природа одарила их такой способностью, пока остаётся только догадываться (фотография K. Mohan Raj/Wikipedia).

Бабочки не имеют такого острого зрения как люди, но они превосходят нас по другим параметрам. Учёные установили, что бабочки из семейства парусников вида Graphium sarpendon, имеющие сине-зелёный узор, обладают большим полем зрения, лучше воспринимают быстродвижущиеся объекты и отличают ультрафиолет и поляризованный свет.

Согласно новому исследованию японских учёных, такие бабочки воспринимают наибольшее количество цветов среди других насекомых. Каждый их глаз обладает, по крайней мере, 15 различными типами фоторецепторов.

Напомним, что фоторецепторы – это светочувствительные сенсорные нейроны сетчатки глаза, которые находятся во внешнем зернистом слое сетчатки. Именно эти светочувствительные клетки чувствительны к разным цветам.

Такие фоторецепторы можно сравнить с палочками и колбочками, которые присутствуют в человеческих глазах.

Биологи провели физиологические, анатомические и молекулярные эксперименты для того, чтобы изучить глаза 200 самцов-бабочек, собранных в Японии (G. s. nipponum). В исследование были использованы только самцы, потому что учёным не удалось поймать достаточное количество самок.

"Все фоторецепторы используются в одно и то же время, воспринимая цвет, яркость, движение и форму", — объясняет профессор Кентаро Арикава (Kentaro Arikawa) из Университета специальных исследований в Японии.

Большинство насекомых имеют только три вида фоторецепторов. Даже у людей не так много "инструментов" для цветного зрения, как у этих бабочек, хотя мы различаем миллионы цветов. Остаётся только догадываться, сколько цветов различают они.

По словам исследователей, бабочкам нужно только четыре вида рецепторов для цветного зрения. Тогда зачем этих насекомых природа наградила таким большим количество фоторецепторов?

Учёные подозревают, что некоторые рецепторы должны быть настроены только на конкретные вещи. Вероятно, бабочки с их помощью могут различать маленькие нюансы, которые недоступны другим насекомым.

Например, способность подмечать маленькие вариации в сине-зелёной гамме помогает самцам обнаружить и преследовать своих соперников, даже когда те летят на фоне голубого неба.

Пока остаётся много вопросов о природном использовании удивительной способности насекомыми. По словам Арикавы, в будущем он намерен продолжить исследования в этой области.

Результаты работы японцев опубликованы в научном журнале Frontiers in Ecology and Evolution.

Источник Вести.Ru