В январе состоялась церемония открытия Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (AIIB), цель которого финансировать инфраструктурные проекты — новые дороги, шахты, рудники, электростанции, в том числе в России. Каждый такой проект — это не только развитие экономики, но и риски, связанные с разрушением природы и социальными проблемами. Такие последствия россияне знают не понаслышке: чего, например, стоит затопление долины Ангары и переселение жителей Приангарья в результате строительства Богучанской ГЭС.
По словам российского министра экономического развития Алексея Улюкаева, который вошел в правление банка, AIIB может начать рассматривать проекты уже во втором квартале текущего года, при этом один из первых может быть реализован в России.
При этом у банка нет ни ориентиров, ни стандартов для отбора проектов, что может привести к повторению негативного опыта той же Богучанской ГЭС, идеи строительства нефтепровода возле Байкала или вторжению на территории заповедников с проектами дорог и коттеджей.
Именно поэтому Гринпис и международная экологическая коалиция «Реки без границ» обратились к члену совета управляющих банка,министру экономического развития Алексею Улюкаеву с просьбой до принятия каких-либо решений по проектам инициировать процесс по разработке социально-экологических стандартов для банка. Экологи готовы участвовать с разработке этих стандартов. Текст обращения можно прочитать здесь.
«Новый банк — шанс для России начать реальный переход к зелёной энергетике, — считает руководитель энергетической программы Гринпис России Владимир Чупров. — Именно такие проекты должны финансироваться в первую очередь».
Гринпис и «Реки без границ» считают, что все проекты этого банка должны соответствовать требованиям «зелёной экономики» и основываться на возобновляемой энергетике. Эксперты предлагают исключить из планов по развитию инфраструктуры проекты, связанные с крупными плотинными ГЭС, ядерной энергетикой, углём и нефтью.
Александр Колотов, российский координатор международной экологической коалиции «Реки без границ», заявил: «Мы считаем, что с самого начала своей деятельности новый азиатский банк должен разработать специальные механизмы защиты интересов местных жителей, охраны локальных экосистем и особо охраняемых территорий. Только таким образом можно добиться того, чтобы все без исключения инфраструктурные проекты, финансируемые банком, вызывали не противостояние, а поддержку со стороны местных сообществ».