В рамках реализации Монреальского протокола 1989 года были снижены выбросы вредных для озона соединений брома и хлора, и разраставшиеся над обоими полюсами озоновые дыры начали затягиваться. Однако химические соединения крайне медленно уходят из атмосферы, из-за чего каждой зимой над Антарктикой открывается новая крупная дыра.
Раньше Арктике это не грозило, но холодная зима 2015-2016 года способствовала конденсации азотной кислоты (прежде всего, из естественных источников) и образованию переливающихся яркими цветами облаков над северными широтами. Такие облака катализируют химические реакции, делающие хлор опасным для озона. Для образования крупной дыры не хватает только яркого солнечного света, которого весной станет значительно больше.
Хотя над Арктикой опасное явление угрожает только фитопланктону в Северном Ледовитом океане, бедные озоном воздушные массы могут дрейфовать южнее, к более населенным широтам. В худшем случае жителям северной Евразии и Канады придется провести весну в ультрафиолетовом излучении, характерном для широты южной Калифорнии, отмечают климатологи.
Озоновый слой сдерживает проникновение ультрафиолетовых лучей в нижние слои атмосферы и к поверхности Земли. Однако молекула озона крайне нестабильна и быстро распадается под влиянием посторонних катализаторов в верхних слоях атмосферы.