Американское Национальное управление океанических и атмосферных исследований (NOAA) – крупнейшая метеорологическая служба мира – обнародовала данные наблюдений за 2015 год, обобщив информацию, собранную собственными силами, а также партнерами из NASA и британской Met Office. Впрочем, все три источника сходятся в одном: прошлый год оказался беспрецедентно жарким. Средняя температура более чем на 1°C превысила средние значения доиндустриальной эпохи, а набравший силу в последнем квартале года мощнейший Эль-Ниньо лишь усилил эту тенденцию.
Жарким будет, видимо, и весь XXI век, ведь это уже четвертое обновление рекордных значений, а он только начался. «Причиной такого рекорда тепла является долговременная тенденция к потеплению, – говорит Гевин Шмидт (Gavin Schmidt) из NASA. – И пока нет никаких свидетельств тому, что произойдут какие-то изменения». Среднегодовая температура поверхности в 2015 г. превысила значения предыдущего (тоже рекордно теплого) года на 0,16°C. И эта цифра действительно «в тренде»: начиная с 1970-х температура растет ежегодно на 0,1–0,2°C. «Очевидно, 2015-й продолжает эту тенденцию», – добавляет Томас Карл (Thomas Karl) из NOAA.
Арктическая полярная шапка даже в период зимнего максимума не набрала нужных размеров – по ее площади 2015 г. стал четвертым с конца. В России рекордно теплыми были все первые девять месяцев года. В Индии с 21 мая по 10 июня жара достигла средней температуры в 45°С, на пике доходя до 48°С, что привело к гибели более чем 2000 человек. В Китае потепление привело к продолжительным ливням и наводнениям. При этом в ЮАР весь период с июня 2014 г. по июнь 2015 г. продолжалась небывалая засуха.
Специалисты указывают, что послаблений от года наступившего ждать не стоит. Эль-Ниньо, набравший колоссальную силу в конце 2015 г., усилил потепление вод Тихого океана и продолжает эту работу сейчас. Более того, по расчетам климатологов, он вступает в новую фазу долговременного цикла «тихоокеанских декадных осцилляций» (Pacific Decadal Oscillation, PDO), которые длятся от 15 до 30 лет. Начиная с 1998 г. океан был в «охлаждающей» фазе PDO, что несколько сдерживало рост температуры, теперь же его влияние будет, наоборот, только усиливаться.