Наконец, вид выбирается такой, чтобы все желающие могли оказать ему конкретную помощь, например, принять участие в учетах численности, помочь решить жилищную проблему или защитить места обитания.
Птицей 2015 года в России была горихвостка, а в 2016 году в этой роли выступит удод. Надо признать, что удод прекрасно соответствует критериям. Увидев удода, мы с легкостью его узнаем. Самая яркая внешняя примета удода – хохолок на голове из рыжих перьев с черными кончиками. Обычно он сложен, но иногда птица распахивает его в виде веера. Основной цвет оперения удода рыжеватый, от бледно-охристого до ярко-рыжего в зависимости от места обитания птицы (на юге, как правило, ярче). Более интенсивная окраска на груди птицы, а брюшко скорее беловатое. На спине и крыльях удода идет контрастный узор из черных и белых полосок. Действительно, такую птицу вряд ли можно с кем-то перепутать. Джеральд Даррелл в книге «Сад богов» рассказывает о раненой птице, взятой им в дом: «Я назвал своего удода Гайавата, и его появление в нашей среде было встречено единодушным одобрением, потому что удоды нравились моим родным, к тому же это был единственный экзотический вид, который все они могли опознать за двадцать шагов».
Распространен удод широко. В России северная граница его ареала доходит до южной части Ленинградской области, до Новгородской, Ярославской, Нижегородской областей, Татарстана, Башкирии, огибает Уральские горы на юге Оренбургской область, затем проходит по югу Сибири, примерно по 56-й параллели до Приамурья, Хабаровского и Приморского краев. За пределами России удод встречается по всей Восточной Европе от Польши до Греции, в Италии, Франции, Испании и Португалии. В Германии удоды встречаются только в отдельных местностях, изредка их встречают на юге Швеции, в Дании, Эстонии, Латвии, Нидерландах и Англии. Также удод широко распространен в Азии от Турции до Китая, и в Африке (кроме пустынной зоны). В 1975 году удодов впервые заметили на Аляске, в дельте реки Юкон. Брэм сообщает, что однажды удод был добыт даже на Шпицбергене.
На севере своего ареала удод перелетная птица, он улетает зимовать в Африку или Индию. В Индии, Индокитае, Аравии и Африке удод птица оседлая. В Европе оседлые удоды известны только на юге Испании и Португалии. Во время перелета удоды могут подниматься на большие высоты, преодолевая Гималайские горы. Участники одной из экспедиций, покорявших Эверест, заметили удодов на высоте 6400 метров.
Удоды встречаются гораздо чаще на юге, на севере они редки. В России удода включили в несколько региональных Красных книг, например Липецкой, Московской, Тверской, Кировской, Новосибирской и Томской областей, а также Башкортостан, Татарстана, Удмуртии и республики Марий Эл. Биологи считают, что на севере удоды стали селиться относительно поздно, когда люди стали сводить северные леса под пастбища и поля. Удоды любят открытые пространства, перемежающиеся лесами и рощами, не избегают садов и парков, могут гнездиться в постройках человека, хотя лучшее место для гнезда удода – дупло дерева.
Удод считается единственным видом семейства удодовых (Upupidae). Иногда подвид удода, обитающий в Африке южнее экватора, считают отдельным видом (Upupa africana). Другой претендент на статус отдельного вида – удод с Мадагаскара (Upupa marginata). Когда-то особый вид удода обитал на острове Святой Елены, но орнитологи открыли его лишь после его исчезновения по частично фоссилизированным (окаменевшим) остаткам костей. В 1963 году британский зоолог Филипп Эшмол обнаружил плечевую кость, которая явно отличалась от костей обычных удодов. А в 1975 году известный специалист по палеонтологии птиц Сторрс Ольсон добыл две воронковидных кости и левую бедренную кость этой птицы. Это все, что досталось ученым от этого вида. Считается, что удод исчез вскоре после открытия острова Святой Елены в 1502 году, когда туда проникли крысы и кошки. Называют этот вид удодом Святой Елены или гигантским удодом (Upupa antaios).
Многие народы отмечали характерный крик удода – глуховатое «уп-уп-уп» или «хуп-хуп-хуп». По крику птицы дано его латинское название – upupa, и древнегреческое - ἔποψ, их сочетание стало официальным названием удода в биологической номенклатуре – Upupa epops. Звукоподражательное происхождение у названий удода во множестве других языков: английское hoopoe, арабское هُدْهُد [hudhud], армянское հոպոպ [hopop], каталонское puput, чеченское хӏуттут, чешское dudek, сербское и хорватское пупавац / pupavac, грузинское ოფოფი [opopi], ирландское húpú, курдское (сорани) pepû, латышское pupuķis, литовское kukutis, македонское пупунец, португальское poupa, румынское pupăză, верхнее-лужицкое hupak. В некоторых случая звукоподражательное происхождение несколько затеняется изменения, произошедшими за долгую историю слова, например испанское название удода abubilla происходит от народно-латинской уменьшительной формы *upupella букв. «удодик», которая в свою очередь образована от латинского upupa.
Как это часто бывает, люди стремились услышать в птичьем крике нечто осмысленное. Русские чаще всего воспринимали «хуп-хуп-хуп» удода как фразу «Худо тут!». И считали недобрым предзнаменованием (в некоторых местностях встречалось даже название удоду худутутка). Впрочем, на черниговские крестьяне старались вслушаться внимательнее. Если им казалось, что удод кричит «Худо тут!», урожай будет плохим, а вот если слышался крик «Буду тут!», то ждали богатого урожая. На юге России и Украине считалось, что крик удода предвещает дождь, отсюда еще одно его название в украинских говорах – слотняк, от слова слота «ненастье». В некоторых областях Украины удода звали сiнокос, так как считалось, что он кричит накануне поры сенокоса.
В 1959 году выдающийся греческий режиссер Каролос Кун ставил в очередной раз «Птиц» Аристофана. Удод в этой комедии один из главных героев, царь птиц. Автор текста на современном греческом языке, поэт Василис Ротас тоже решил передать в стихах крик удод. У Ротаса Удод спрашивает: «Πού, πού, πού, πού, πού, πού ναι αυτός που μας εκάλεσε; Πού, πού, πού, πού, σε ποιο μέρος βόσκει;...» - «Где, где, где, где, где тот, кто нас позвал? Где, где, где, где он пасется?».
Второй признак удода, широко отразившийся в его названиях и связанном с ним фольклоре – хохолок. Согласно легенде, бытовавшей на Волыни, удод когда-то был царем птиц, но захотел стать птичьим богом. Бог за это наказал удода, наделив его чубом на голове и отвратительным запахом (к этой черте удода мы еще вернемся позже). На Кавказе рассказывали другие легенды о появлении хохолка. В них говорилось, что однажды свекор застал свою невестку за расчесыванием волос. От стыда, что ее увидели простоволосой, женщина попросила превратить ее в птицу, а гребень так и остался воткнутым в ее волосы. Такой сюжет известен в фольклоре азербайджанцев, армян и рутульцев.
Вероятно, сходство хохолка с форменным головным убором вызвало появление одного из турецких названий удода – çavuş kuşu «птица чавуш». Исторически чавуш был довольно высоким командирским рангом в султанской гвардии, а в современной турецкой армии это сержантское звание. А хорватам хохолок удода напоминал корону, так возникло название kruničar. У персов встречается название удода šânebesar «гребень на голове», а финны зовут его harjalintu «птица с гребнем».
Благодаря хохолку удод казался похожим на петуха с его гребнем. Современное греческое название удода τσαλαπετεινός появилось в результате сложения турецкого çali «кустарник» и πετεινός «петух», так образом удод это «кустарниковый петух». Хорваты иногда называли удода božij kokotić «божий петух».
Славяне часто связывали удода с представителями других народов. Во многих славянских языках удода называют иноземным (цыганским, еврейским, московским) петухом или же иноземной кукушкой: болгарское циганско петле, белорусское жыдоўска зазуля, украинское жидiвска (еврэйска) зозуля, украинское московська зозуля, польское żydowska zozula. В Ставропольском крае встречалось название голландский петушок. У болгар встречается также название черкез.
В Польше рассказывали, что евреи привезли с собой удода из других стран и что эта птица кричит на еврейском языке. На Львовщине считали, что удод произносит название евреев: «Юд-юд!», а под Брестом в крике удода слышали «Вус-вус-вус?» - «Что-что-что?» на языке идиш.
Кукушка и удод рассматриваются как близкие виды во многих уголка славянского мира. Терские казаки и вовсе называли словом кукушка обеих птиц. В Польше часто считали, что удод – это самец кукушки. Поляки, украинцы, чехи и хорваты рассказывали сказки о семейной паре – удоде и кукушки. Кукушка просит мужа купить ей туфли или платья («Ку-пыть! Ку-пыть!»), а он ничего не делает, а только обещает, что скоро все исполнит («От-от-от прывезу!»).
Наконец, еще один заметный признак удода – запах. У птенцов удода и у самки в период насиживания яиц копчиковая железа вырабатывает особую черно-коричневую жидкость с весьма неприятным запахом. В момент опасности птица может выпустить струю этой жидкости, смешанной к тому же с пометом, во врага. Как правило, этой меры хватает, чтобы отпугнуть пытающуюся разорить гнездо кошку или ласку.
Запах удода был хорошо известен людям, и это вызвало появление целого ряда диалектных названий: украинские смердюха, воняк, гидко, сербские смрдуль, смрдель. Основным названием подобное слово стало в словенском языке (smrdokavra). С запахом удода был связан ряд народных примет. Так на юге России считали, что если подержать в руках удода, конь в руки не дастся.
Возможно, из-за характерного запаха удод попал в число птиц, которых запрещалось есть правоверным иудеям (Второзаконие 14:18, Левит 11:19). Хотя преподобный Ефрем Сирин считал, что не следует понимать библейский буквально: «Удод есть образ людей, которые прилежно занимаются учениями языческими, с усердием проводят ночи в чтении зловредных иносказаний и мерзких эллинских повествований, а не помышляют о мире, какой дает учение Распятого».
Еще одной причиной того, что удод был объявлен некошерным, возможно, стала тяга птицы к навозу. Удоды питаются насекомыми, а куча навоза всегда привлекала разнообразных мух и жуков, откуда их легко было добыть изогнутым клювом удода, напоминающим пинцет. Брэм так описывает повадки африканских удодов: «Нисколько не обращая внимания на человека, как раз собирающегося дать некоторую поживу навозным жукам и мухам и вывести на свет божий куски ленточных глист, которыми, по крайней мере в Эфиопии, страдает каждый, птица разгуливает по хорошо ей знакомым отхожим местам».
В Закарпатье была легенда, которая объясняла запах удода наказанием за то, что он выдал преследователям скрывавшегося Христа: «Вин согрешиў. Вино, коли Христа ловили, а вин кричаў: «Тут-тут-тут». А Христос казаў: «Будеш смердючий, як пес».
Другую историю рассказывали в Алжире. В ней удода наказал царь Соломон за провинность. Будто бы возлюбленная Соломона однажды попросила его построить ей дом из яиц. Царь повелел всем птицам и рыбам принести яйца. Не сделали этого лишь Воробей и Удод. Соломон приказал доставить ослушников к нему. Воробей, представ перед царем сказал, что не решился принести столь маленькое яйцо столь великому царю. Удод же объяснил свою задержку тем, что раздумывал над важными вопросами: «Что длиннее – ночь или день?», «Кого больше – живых или мертвых? мужчин или женщин?». Доложил удод и о результатах своих раздумий. День длиннее ночи, так как свет луны его продлевает. Живых больше, потому что о недавно усопших и о великих говорят так, будто те еще живы. А женщин больше, чем мужчин, ибо дурак, требующий построить дом из яиц, не мужчина.
Совсем уж странную историю о запахе удода рассказывали берберы на юге Марокко. Удод, как считали они, был любящий сын. Когда мать умерла, он не мог зарыть ее в землю, а стал носить на своей голове. В результате мать превратилась в его хохолок, а удод получил неприятный запах.