К такому заключению пришли участники финальной конференции проекта "Восстановление магистрального водного пути Е-40 на участке Днепр-Висла", которая состоялась в польском Люблине, сообщил корреспонденту БЕЛТА секретарь комиссии по вопросам развития воднотранспортного соединения Андрей Рекеш.
Финальной конференции предшествовал экологический форум, на котором делегаты от более чем 30 организаций из Беларуси, Польши и Украины обсудили возможные риски для окружающей среды, связанные с развитием речного судоходства между Балтикой и Черным морем. Замечания экологов были учтены при составлении окончательной резолюции по проекту. Так, международному консорциуму во главе с Морским институтом в Гданьске (Польша), рекомендовано дополнительно провести комплексные исследования по оценке воздействия на окружающую среду и разработать меры по ограничению негативного экологического воздействия.
Документ принят международной комиссией, куда входят представители региональных органов власти, общественных организаций, предприниматели и ученые трех стран - всего более 70 человек. "Наличие резолюции вовсе не означает, что уже завтра начнутся строительные работы. Еще многие моменты, причем не только экологические, нуждаются в более тщательной проработке. Поэтому, несмотря на завершение проекта, консорциум экспертов продолжит свою работу в следующем году. Их новые выводы будут рассмотрены, как ожидается, уже весной", - прокомментировал итоги финальной конференции директор РУЭСП "Днепро-Бугский водный путь" Николай Котецкий.
Также, по его словам, продолжит работу и международная комиссия - до момента подписания трехстороннего межправительственного соглашения о статусе воднотранспортного соединения Е-40.
Более чем из 2 тыс. км этой водной магистрали непригодным для судоходства на сегодня является польский участок Западного Буга от Бреста до Варшавы. К тому же, он проходит по территории, включенной в природоохранный список Европейского союза Natura 2000. Маршрут предлагаемого к строительству обходного канала был предварительно одобрен в середине ноября в Бресте на сессии трансграничной комиссии по вопросам развития воднотранспортного соединения. Длина канала должна составить около 160 км. Строительство всех гидротехнических сооружений обойдется примерно в 2 млрд евро. Значительную часть суммы, как предполагается, сможет выделить Европейский союз.
Помимо создания канала, проект предполагает проведение работ на белорусском и украинском участках водного пути Е-40. Например, для украинской стороны отмечена необходимость модернизации гидротехнических сооружений на Днепре и сооружений Белоозерской водопроводящей системы. На белорусской территории предлагается построить ряд гидроузлов на Припяти для регулирования ее стока, а также завершить реконструкцию судоходных шлюзов на восточном склоне Днепро-Бугского канала.
Проект "Восстановление магистрального водного пути Е-40 на участке Днепр-Висла" осуществлялся с декабря 2013 года. Основное финансирование для его реализации предоставил Европейский союз по программе трансграничного сотрудничества "Польша-Беларусь-Украина" на 2007-2013 годы.-