Между тем последние исследования сексуального поведения панд, проведенные Меган Мартин свидетельствуют о том, что ничто земное пандам не чуждо и с инстинктом размножения у них все в порядке. Проблема в том, что панда как высокоорганизованное существо хочет иметь романтические отношения с тем представителем противоположного пола, который ей действительно нравится, а не с тем, кого ей предлагают в качестве партнера сотрудники зоопарка.
Дело не в бессердечии ученых и персонала. Дело в том, что в мире слишком мало панд: в дикой природе обитает 1864 бамбуковых медведя, и еще около 350 живут в зоопарках и питомниках. Поэтому выбирая панде партнера, ученые заботятся главным образом о том, чтобы животные имели как можно меньше генетического родства, а не тем, насколько они нравятся друг другу.
Панда достигает половой зрелости к 5–7 годам. Брачный период продолжается с середины марта по май, но забеременеть самка может лишь 12–24 часа в году. Вынашивание длится от 3 до 5 месяцев. Рождается 1–2 детеныша, но в дикой природе самка заботится только об одном — на второго молока может не хватить. А если добавить к этому половую апатию и ложные беременности, которыми часто заканчиваются любые попытки увеличить поголовье панд в неволе, то картина становится и вовсе безрадостной.
Ситуация меняется, если предложить панде выбор. «Мы заметили, что оказавшись в ситуации выбора между двумя особями мужского пола, самка выбирала не того, кто подходил ей с генетической точки зрения, а второго. Если же медведица все-таки соглашалась на предложенного исследователями генетически правильного партнера, отношения, как правило, не приводили к появлению потомства» — говорит Меган Мартин, наблюдавшая подобное поведение по меньшей мере у 80 животных.
Итогом наблюдения стала серия экспериментов. Готовой к спариванию самке через специальное окно одновременно показывали двух самцов в примыкающих друг к другу вольерах, наблюдая за поведением всех участников эксперимента.
Затем, выказавшим взаимный интерес пандам, предлагалось продолжить знакомство в более интимной обстановке отдельного вольера. В итоге выяснилось, что вероятность появления потомства у панд, имевших выбор, в два раза выше. Максимальный же результат достигался, когда симпатия была взаимной.