Но все ли животные привыкают к людям в одинаковой степени? Очевидно, нет: кто-то довольно быстро перестаёт нас бояться, кто-то, наоборот, никак не может привыкнуть в человеческому присутствию. Исследователи из Новой Зеландии, Бразилии и Австралии под руководством Дэниэла Бламстейна (Daniel T. Blumstein) из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе попытались узнать, нет ли тут какой-то закономерности. Они проанализировали 75 работ, посвящённых разным животным – в сумме более двух сотен видов, среди которых преобладали птицы, но также были млекопитающие и рептилии – ящерицы. В каждом случае авторов интересовало минимальное расстояние, на которое животное подпускало к себе человека.
Выяснилось, что минимальное расстояние бегства зависит от целого ряда параметров, например, от характера окружающей местности (открытая она или рельефная, лесистая), от того, что птица ест, от количества яиц в кладке. Но главными оказались два фактора. Во-первых, птицы в городе намного терпимее относятся к человеку, нежели те, которые живут преимущественно в сельской местности – тут всё понятно, всё, как и ожидалось, удивляться нечему. А вот во-вторых оказалось, что большую роль играет размер пернатых: крупные виды толерантнее относятся к людям, чем мелкие. Разброс по размерам был весьма представительным: от колибри, которые, понятно, относятся к мелким видам, до морских чаек и пеликанов, представителей крупных видов.
При этом, как уточняют сами авторы работы, в дикой природе крупные птицы больше мелких беспокоятся при появлении людей. Но если речь идёт о постоянных контактах, о более-менее долгом сожительстве с человеком, то большие пернатые привыкают к людям быстрее (и подпускают человека к себе на более близкое расстояние). Наверно, для больших птиц постоянная тревога и готовность к бегству обходится дороже, чем для маленьких, поэтому пеликанам, чайкам и прочим проще привыкнуть к людям (тем более, если они ведут себя неагрессивно), чем всё время их бояться. Результаты исследований опубликованы в Nature Communications.
Применение им, очевидно, можно найти в природоохранном деле и в экологическом планировании городов: если мы хотим, чтобы рядом с нами жили разные животные (а не только голуби, собаки и кошки), мы должны выработать такие нормы поведения, которые устраивали бы и нас, и их. Правда, пока речь идёт только о птицах; во взаимоотношениях других животных – не-птиц – с людьми подобная закономерность тоже, вероятно, имеет место, но для того, чтобы действительно в этом убедиться, нужна более широкая статистика.