Локальное загрязнение воздуха - большая проблема для многих стран, и для борьбы с ней проводятся меры по снижению выбросов углекислого газа.
Китай недавно обнародовал пятилетний план действий по снижению загрязнения воздуха через сокращение использования угля при производстве электроэнергии, стимулирование инвестиций в ветровую энергетику, а также улучшение энергетической эффективности, отмечает британский журнал The Economist.
На первый взгляд все это выглядит как хорошая новость для климата. Широкая общественность склонна считать, что меры по улучшению качества локального воздуха также означают сокращение выбросов углекислого газа. Но это не совсем так.
Программы по сокращению выбросов углекислого газа часто приводят к увеличению выбросов других парниковых газов, таких как SO2 и NOx, которые причиняют намного больше вреда атмосфере, чем углекислый газ.
Так, например, для фильтрации выбросов SO2 на паровые котлы с угольным отоплением устанавливаются устройства по десульфурации отработанного газа, для работы которых используется дополнительная энергия, что приводит к росту выбросов углекислого газа.
Или в Европе в последнее десятилетие введенный налог на горюче-смазочные материалы стимулирует водителей пересаживаться с бензиновых на дизельные автомобили, что уменьшает выбросы углекислого газа, но увеличивает выбросы NOx и PM.
Снижение локального загрязнения воздуха может иметь непредвиденные последствия на изменение климата по всему миру. В своем новом исследовании Стефан Амбек из Тулузской школы экономики и Джессика Кориа из Университета Гетеборга рассматривают эффект "политики побочных последствий" между локальным и глобальным загрязнением воздуха.
Используемая ими экономическая модель включает как дополнительную выгоду, так и стоимость ликвидации загрязнения воздуха локально и по всему миру.
Исследование демонстрирует, что в отсутствии международных обязательств по сокращению выбросов парниковых газов страны выполняют это только тогда, когда они сопутствуют усилиям по снижению загрязняющих веществ (как, например, NOx), причиняющих вред ближайшей окружающей среде.
Однако, когда шаги по устранению локального загрязнения атмосферы необязательны, страны не заинтересованы в уменьшении выбросов парниковых газов. Более того, регулирование локального загрязнения воздуха может привести к более высоким выбросам на глобальном уровне.
Именно поэтому для снижения глобальных выбросов парниковых газов необходимы международные соглашения, а чтобы избежать непредвиденных последствий, следует внимательно подходить к используемым инструментам.
Установленные Киотским протоколом цели по сокращению выбросов, по сути, могут оказаться контрпродуктивными для улучшения качества воздуха. Страны, для которых снижение выбросов GHG намного дороже, чем для других, будут добиваться установления более легких целей.
При этом, откладывая инвестиции в экологически чистые технологии и продолжая использовать уголь вместо более чистых источников энергии (таких как ветер или солнце), странам позволят и дальше загрязнять атмосферу.
Подобную порочную ситуацию можно избежать с помощью экономических инструментов, использующих рыночные механизмы: возможность продавать-покупать квоты на выбросы (к примеру программа ЕС по торговле единицами разрешений на выбросы парниковых газов) или налог на выбросы GHG.
Все эти инструменты должны быть хорошо продуманы, чтобы избежать непредвиденных последствий в локальном загрязнении воздуха. В первую очередь обращать внимание на способ размещения квот на выбросы и на то, как используется прибыль от налога на выбросы GHG.
Итак, можно ли утверждать, что загрязнение воздуха - хорошая новость для климата? Это зависит от используемой для снижения загрязнения воздуха технологии, а также соглашения, которое появится по итогам будущих переговоров по защите окружающей среды.
При этом есть все основания для оптимизма: многие используемые уже сегодня технологии по сокращению выброса углекислого газа также снижают и другие виды загрязнения воздуха, в том числе GHG, SO2, PM и NOx.