Опубликовано 09/10/2015, в 14 ч. 00 мин., 682 просмотров

В Германии нашли древнейшее беременное млекопитающее

Белый овал указывает на местоположение плода. Фото: Senckenberg Forschungsinstitut Frankfurt, Sven Tränkner / Wikipedia

Немецкие палеонтологи обнаружили окаменелости предка лошади возрастом 48 миллионов лет — вместе с фрагментами матки и сохранившимся плодом. Это второй из найденных учеными и самый древний ископаемый плод, сообщается в журнале PLoS One. Коротко об открытии рассказала Los Angeles Times.

Йенс Францен (Jens Franzen) обнаружил окаменелости в карьере Мессель, около Дармштадта. Останки принадлежат животному Eurohippus messelensis, жившему в период эоцена. Этот предок лошадей по размеру не превышал нынешних фокстерьеров. Однако плод еврогиппуса по внешнему виду практически такой же, как у современных лошадей.

В период эоцена на месте карьера находилось озеро, окруженное тропическими лесами. Животным, утонувшим в этом озере, удалось сохраниться в виде окаменелостей благодаря уникальному взаимодействию между бактериями и железом в озерной воде.

После погружения на дно на мягких тканях животных аккумулировались бактерии. Двуокись углерода, которую они вырабатывали, вступала в реакцию с железом, в результате чего образовывались карбонаты железа. Они оседали на поверхности микроорганизмов, образуя прочный бактериальный мат, контуры которого в точности повторяли очертания разлагающихся мягких тканей. «Бактерии сами превратили себя в камень», — поясняет Францен.

Однако биологи не сразу нашли плод среди останков: проводя рентгенографическую съемку, они сначала разглядели только «серую тень» между маткой и поясничными позвонками еврогиппуса. Только через некоторые время они установили, что это пятно — не случайная концентрация тканей и не останки мышц брюшного пресса, а древнейший окаменелый плод.

В момент смерти самка еврогиппуса находилась на последних неделях беременности, однако умерла она не в родах: плод еще не был подготовлен к движению по родовым путям, считают ученые.