Приближается зима. Осталось одна-две недели для того, чтобы повлиять на ситуацию с торфяными пожарами в Кабанском районе Бурятии.
Это время нужно использовать для того, чтобы потушить наиболее проблемные очаги, которые сейчас дымят. Дым этот окутывает трассы, деревни и города. Нужно создать плотины, которые весной удержат воду на торфянике, подготовить места для установки пожарной техники, которая будет использована в дальнейшем для борьбы с огнём.
Если это всё не будет сделано, то и зимой возможны аварии на дорогах из-за торфяного дыма, а проблемы со здоровьем у жителей окрестных деревень будут только обостряться.
Новая пожарная катастрофа на Байкале может начаться уже весной.
К сожалению, из-за бездействия ГУ МЧС по Бурятии и отказа тушить эти пожары силами государственной противопожарной службы, ситуация настолько запущена, что окончательно исправить её в этом году уже не получится.
Если силы пожарной охраны всё-таки включатся в работу, то есть шанс весной общими усилиями потушить оставшиеся очаги тления торфа, пока они не стали причиной новой катастрофы. А если МЧС продолжит бездействовать, уже в апреле пережившие зиму торфяные очаги станут причиной новых обширных травяных и лесных пожаров.
До зимы, когда работать станет неудобно из-за снега и льда, осталось примерно две недели. Чуть меньше времени должно пройти до истечения срока ответа от прокуратуры Бурятии на обращение Гринпис с просьбой разобраться в ситуации.
Предлагаем ознакомиться с примером ответа прокуратуры по поводу очень похожей ситуации с огромными горящими торфяниками в Брянской области в прошлом году. Там тоже торфяники не тушились, несмотря на соглашения Брянской области с региональным управлением МЧС, и подземные пожары вызвали сильное задымление многих населённых пунктов. Тогда осенью их также не удалось потушить из-за очень позднего начала активных действий со стороны МЧС; некоторые очаги даже пережили зиму.
Принятые по итогам меры помогли Брянской области пережить пожароопасный сезон. А ведь он был очень сложный, и вероятность пожаров была очень высокой. Брянские пожарные потушили все перезимовавшие очаги тления торфа весной. Тушили торфяные пожары, которые обнаруживали позже, в течение начала лета. И в итоге они не разгорелись, в отличие от соседних районов Украины и Белоруссии.
Надеемся, что пример других регионов России, где с торфяными пожарами научились справляться, будет полезен для Бурятии. В том числе в части толкования законов.