26 августа Гринпис обнародовал результаты анализов проб с полигона «Красный Бор». В стоках с полигона, которые через Ижору попадают в Неву, а, значит, и в краны петербуржцев, обнаружены крайне опасные для здоровья и природы вещества – четыреххлористый углерод и запрещённые полихлорированные бифенилы (ПХБ). Результаты исследования были направлены в контролирующие органы и властям Санкт-Петербурга, а также выложены в открытом доступе на сайте Гринпис России.
Вскоре в СМИ появилась информация со ссылкой на Комитет по природопользованию, что Гринпис не предоставил результаты исследования властям, а Водоканал Санкт-Петербурга заявил о безопасности питьевой воды. Ниже Гринпис даёт подробный ответ на оба заявления.
О безопасности питьевой воды
27 августа Водоканал Санкт-Петербурга выпустил пресс-релиз, в котором заявил, что угрозы питьевому водоснабжению в городе нет. В качестве аргументов указано:
1. На выходе с водопроводных станций осуществляется контроль, пробы исследуются независимой лабораторией.
Заявление не подкрепляется конкретными данными. В отличие от Гринпис, который публикует в открытом доступе все результаты своих исследований, данные о пробах питьевой воды, отобранных Водоканалом, недоступны для петербуржцев. Неизвестно, какие вещества исследовались, были ли среди них обнаруженные в сточных водах полигона ПХБ, каковы результаты этих исследований, какие у лаборатории пределы обнаружения загрязняющих веществ. Говорить о безопасности питьевой воды можно только при полной прозрачности работы городских служб, в том числе и Водоканала. В ближайшее время Гринпис намерен запросить у ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» данные об исследовании питьевой воды на содержание опасных веществ, обнаруженных в стоках полигона Красный Бор.
2. На водозаборах работает система биомониторинга с использованием речных раков. Попадание в воду токсичных веществ приведёт к изменению жизненных показателей животных, что будет сразу зафиксировано специальным оборудованием.
Подобная система биоиндикации позволяет зафиксировать разовые, экстремально высокие уровни загрязнения. Стойкие органические загрязнители, например, найденные Гринпис полихлорированные бифенилы, при малых концентрациях не приводят моментально к поражению организма животного или человека. Они способны в течение длительного времени накапливаться в тканях и спустя годы после начала поступления в организм вызывать тяжёлые заболевания, включая онкологические. Методы биомониторинга, в том числе с помощью раков, не позволяют определить наличие в воде многих опасных химических веществ в малых концентрациях.
3. Для обеспечения безопасности воды используется обеззараживание с помощью реагентов и ультрафиолета.
Как представители Водоканала указывают сами в своём релизе, такое обеззараживание направлено на уничтожение биологического загрязнения (вирусы и бактерии): «гипохлорит натрия успешно справляется с бактериями, а гарантированно убить вирусы может только ультрафиолет». Справится с токсическим загрязнением воды такими методами невозможно.
4. Существующие технологии водоподготовки позволяют справиться с загрязнением невской воды
Даже самые современные и дорогие системы очистки питьевой воды не позволяют полностью ликвидировать химическое загрязнение в городском масштабе. Концентрации загрязняющих веществ могут быть снижены, но лишь до определённого уровня. В случае таких супертоксикантов, как ПХБ, это не является решением проблемы, поскольку они не имеют безопасного уровня воздействия на человека и могут накапливаться в организме. Чтобы обезопасить петербуржцев, необходимо прекратить сброс опасных веществ. Лишь имея чистый источник водоснабжения – Неву, мы можем быть уверены в чистоте воды в кране.
О предоставлении информацииГринпис - публичная некоммерческая природоохранная организация. Вся работа Гринпис ведётся максимально открыто, все данные исследований публикуются на официальном сайте. Мы призываем органы власти Петербурга демонстрировать такую же открытость в своей работе, чтобы петербуржцам была доступна вся информация о воздействии крупных предприятий на окружающую среду и их здоровье.