У людей слаженность работы обеспечивает иерархия, о которой члены группы договариваются заранее: например, задача гребцов в лодке – просто грести, а направление задаёт рулевой, которому известен курс.
Муравьи, тащащие жука, решают ту же задачу – у них должен быть кто-то, кто знает, куда нести добычу. Дело осложняется ещё и тем, что на пути могут встретиться препятствия, которые нужно обходить. Как показали эксперименты Авирама Гелблума (Aviram Gelblum) и его коллег из Института Вейцмана, у муравьёв в коллективе переносчиков – как и гребцов в лодке – есть лидер, определяющий направление движения. То есть все остальные особи доверяют ему и предоставляют в распоряжение свою мускульную силу.
Но лидер этот не постоянный: когда к ноше присоединяется новый муравей и дёргает её на себя (что происходит каждые 10-20 секунд), то все остальные, в том числе и «рулевой», не сопротивляясь, меняют направление движения и тащат груз теперь туда, куда указывает новенький. Причём, что важно, «новеньким» оказывается тот, кто какое-то время тащил добычу со всеми, но потом убежал на разведку. Недавний разведчик лучше прочих знает, куда надо двигаться, и, подчиняясь сигналу вновь прибывшего, группа обновляет данные о маршруте, меняя направление. Иными словами, лидер, рулевой у муравьёв – тот, кто последним взялся за груз, он знает больше, чем остальные. Коллективную работу насекомых можно посмотреть на видео здесь и здесь.
В статье, опубликованной в Nature Communications, авторы пишут, что для эффективного перетаскивания тяжёлой добычи достаточно примерно 15 «носильщиков» (эксперименты ставили на Paratrechina longicornis, мелких муравьях с длиной тела 2-3 мм, которые распространены повсеместно и являются опасным инвазивным видом; возможно, что у других видов оптимальное число особей для переноски груза может быть иным). Очевидно, именно такое число участников необходимо для своевременной разведки – даже если какой-то из временных лоцманов ошибётся, курс исправит его товарищ, который отправится на разведку вскоре после него.