Гринпис доказывает это, сравнивая две аварии: Чернобыль, 29-летняя годовщина которого отмечается 26 апреля, и «Фукусиму», которой 11 марта исполнилось 4 года.
Специалисты Государственного института технологий Швейцарии и Орхусского университета Дании провели математический анализ атомно-радиационных аварий и катастроф за 1946 — 2014 годы. Выяснилось, что общее число аварий снижается, но крупные аварии неизбежны, так как они происходят в результате совпадения совершенно непредвиденных ситуаций. Такие непредсказуемые, выбивающиеся из общего ряда происшествия, учёные называют «король драконов».
«Король драконов» обещает миру новый Чернобыль в ближайшие 27 лет. То, что вероятность её оценивается в 50% не должно успокаивать, так как это огромный риск, угроза миллионам людей.
Анализ Гринпис основан на многочисленных источниках и, в частности, на недавно вышедшем исследовании «10 уроков Фукусимы», подготовленном группой авторов, объединившихся в Fukushima Booklet Publication Committee.
Чернобыль случился в жёстко управляемом СССР. «Фукусима» - в рыночной Японии. Пугающее сходство этих катастроф, а также аварии на ПО «Маяк» и многих других, даёт основания утверждать, что проблемы ядерной индустрии не зависят от географического положения, политического строя, степени развитости страны. Главная проблема в самом подходе к использованию «мирного атома».
И Чернобыль, и «Фукусима» случились из-за ряда технологических особенностей конструкции станций и реакторных установок вкупе с ошибками персонала. Обе аварии получили 7-й наивысший уровень опасности по шкале INES МАГАТЭ.
После аварии на ЧАЭС радиоактивное облако несколько раз обогнуло Земной шар. Следы «Фукусимы» в марте 2011 года отмечались в Германии, Исландии, Франции, США, Южной Корее и в России – в Приморском крае, на Камчатке.
И тот и другой случай продемонстрировал неготовность к подобным авариям. Работы по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС велись наугад, так как должного опыта не было. Инструкции по действиям персонала АЭС «Фукусима-1», мягко говоря, были неинформативны.
Чернобыль показал, что полная дезактивация земель невозможна и опыт «Фукусимы» ещё раз подтвердил этот факт. Во многих случаях действительно героические усилия по дезактивации местности не принесли ожидаемого результата.
Для обеих аварий характерны попытки скрыть истинное положение дел. Хотя уже во время Чернобыля было известно, что люди должны заранее знать, как обезопасить себя самостоятельно, как получить своевременную и правдивую информацию о происходящем, «Фукусима» дала немало примеров того, что население и даже муниципальные власти не имели своевременной и правдивой информации. Йодная профилактика была проведена с проблемами.
Обе аварии показали, что государственные и структуры, имеющие коммерческий интерес в ядерной энергетике одинаково старались и стараются скрыть ущерб и опасность для здоровья человека. Более того, и в СССР, где за всё отвечало государство, и в рыночной Японии последствия аварии в конечном итоге ложатся на плечи её жертв – простых налогоплательщиков.
Ущерб от «Фукусимы» продолжает расти и представить его истинные размеры сложно. При этом компания ТЕРСО, которая должна нести полное бремя ответственности, не обанкротились и фактически работает в обычном режиме, получая финансовые вливания за счет денег налогоплательщиков.
«Самое страшное загрязнение в мире – загрязнение мозгов», - говорится в одном из мудрых высказываний на тему экологии. Главная проблема ядерной энергетики - это сохранение «ядерной мифологии», главные мифы в которой: атом дешев, атом безопасен, атом незаменим. Все они крайне дискуссионны и только мощная политическая и финансовая поддержка со стороны государственных структур, помогают им продолжать существование…
Хотелось бы закончить на мажорной ноте, но пока не видно повода. Подводя неутешительный итог, приходится ещё раз повторить: до тех пор, пока политики, бизнесмены, ученые не начнут учить трагические уроки ядерной истории, нам придется ждать новые чернобыли и фукусимы.