16 апреля семьи оленеводов Сопочиных и Кечимовых из поселка Когалым встретились с заместителем губернатора Ханты-Мансийского округа (ХМАО) Геннадием Бухтиным. На встречу они были приглашены после того, как их конфликт с нефтяниками привлек внимание прессы. Бухтин пообещал организовать для них очередную встречу с руководством компании и правительством региона в начале мая, чтобы попытаться «найти компромисс». Заместитель губернатора просит оленеводов еще раз озвучить свои конкретные требования.
Накануне по приглашению местных жителей в ХМАО побывали эксперты Гринпис. Они дали оценку ситуации.
Дочерняя компания «Газпром нефти» «Ноябрьскнефтегаз» планирует разработку нефти и газа в родовых угодьях семнадцати семей Сопочиных и Кечимовых в районе города Когалым. Ханты, владельцы родовых угодий, выступают категорически против, так как по опыту знают о разрушительных последствиях нефте- и газодобычи.
«Родовые угодья, на которые претендует «Газпром», – последние пока незатронутые промышленностью. Они расположены на водоразделе, отсюда берут начало рек Ай-Ингуягун и Ингуягун. Если разработка сырья начнется, нефтепродукты и другие токсичные вещества будут загрязнять тайгу и реки. А эти реки – единственный источник питьевой воды на большой территории. Опасна не только сама добыча нефти, но и разведочные работы, потому что компания в любом случае построит свою инфраструктуру. Тогда родовые угодья будут изрезаны дорогами, по которым до них легко смогут добраться браконьеры, охотящиеся и на домашних оленей. Посторонние люди – главная причина лесных пожаров, после которых от нашего леса не остается ничего», – поясняет глава рода Иосиф Сопочин.
На предыдущих встречах с компанией Сопочины и Кечимовы четко заявили, что они против разработки и освоения углеводородов на их землях. Иосиф Сопочин говорит: «Мы никому ничего не должны. Мы не собирались ничего продавать. Мы хотим сохранить нашу землю чистой для нашего будущего, для детей и внуков».
Гринпис также встретился с представителями Департамента природных ресурсов региона. Как выяснилось, федеральное агентство по недропользованию в июле 2014 года отдало участок на земле оленеводов в аренду «Ноябрьскнефтегазу» на срок до 2039 года. Компания заплатила государству за право пользоваться недрами сотни миллионов рублей. А руководство региона к 20 февраля этого года уже согласовало схему размещения коммуникаций и скважин на участке.
Обеспечить соблюдение прав хантов не могут ни Устав Югры, ни региональное законодательство*, ни федеральная политика.
«Тупиковая ситуация, в которой оказались семьи оленеводов, показывает, что государство не справляется со своими обязательствами по защите коренных народов. Лидеры страны, в том числе лично Владимир Путин и Дмитрий Медведев, не раз заявляли, что права коренных должны неукоснительно соблюдаться, а освоение Севера должно вестись в соответствии с высочайшими экологическими стандартами. На примере этой и многих других похожих ситуаций мы видим, что эти слова не воплощаются в жизнь, – заявил руководитель энергетической программы Гринпис России Владимир Чупров, – Государственная политика такова, что нефтяная компания получит свою лицензию в любом случае, даже если местные жители категорически против, даже если территория обладает охранным статусом».
Семьи Сопочиных и Кечимовых намерены отстаивать свои права, используя все предоставленные законом возможности.
«Семьи, оказавшиеся в непростой ситуации, обращаются за поддержкой к журналистам, к обществу. Сейчас крайне важно показать, что они не одни в своей борьбе с государственной машиной и нефтегазовым гигантом, имеющим многомиллиардные прибыли и мощное влияние на правительство страны, – говорит Владимир Чупров, – Гринпис продолжит следить за ситуацией – не только этой, но и за другими похожими, возникающими в нескольких регионах страны».
*Устав (основной закон ХМАО) говорит, что правительство должно способствовать «возрождению, сохранению самобытности и свободному развитию коренных малочисленных народов», и учитывать их мнение в вопросах, касающихся их интересов.
Согласно региональному закону «О территориях традиционного природопользования», компании обязаны согласовывать размещение промышленных объектов с коренными жителями.