Выступая на конференции Лунного и планетарного общества, Мэттью Сиглер (Matthew Siegler) рассказал о новых результатах анализа данных, собранных зондом Lunar Prospector еще в конце 1990-х. Один из инструментов аппарата измерял количества и энергии нейтронов, отражающихся от поверхности спутника: некоторые из них несли свидетельства о запасах воды (точнее, водного льда), сохраняющихся в лунном грунте на глубине до 1 м.
В ходе этой работы ученые и обратили внимание на странный сдвиг «полярных шапок» Луны. «Все просто хлопали себя по лбу, восклицая: "Как я не заметил этого раньше?!"», – рассказал Сиглер.
Астрономы предположили, что миллиарды лет назад, когда ледяные запасы Луны только формировались, полюса спутника располагались в других точках его поверхности. Но что тогда заставило их сместиться? Кандидата долго искать не пришлось: крупнейшее лунное море – Океан Бурь – представляет собой обширный разлив застывшей лавы, около 3,5 млрд расплавленной мощнейшим ударом метеорита.
Мэттью Сиглер и его коллеги предположили, что причиной смещения полюсов стал не столько сам удар, сколько обширная область пониженной плотности, которую он создал в мантии спутника. Ось Луны заколебалась – и переориентировалась, прежде чем застыла в новой позиции.