осредственно самих рубок. Так родилась совместная комиссия экологов и регионального комитета по планированию санитарно-оздоровительных мероприятий на особо охраняемых природных территориях регионального значения.
Обмениваться сторонам есть чем: Дружина по охране природы в семидесятые и восьмидесятые годы XX века принимала активное участие в проектировании сети заказников и заповедников в Подмосковье, а некоторые участники этой работы сейчас являются сотрудниками Гринпис. В свою очередь Комитет лесного хозяйства отвечает за все официально подмосковные леса, в том числе за те, которые располагаются в границах особо охраняемых природных территорий.
За прошедшее после создания комиссии время уже были проведены совместные обследования в Волоколамском и Шатурском лесничествах. «Не по всем запланированным рубкам потребовалось проводить обследование непосредственно в лесу, – отметил руководитель Лесной программы Гринпис России Алексей Ярошенко. – В ряде случаев необходимость назначения санитарных рубок была очевидна и без выезда в лес, исходя из имеющихся данных, в том числе дистанционного мониторинга, а в ряде случаев от рубок отказались в силу правового статуса конкретных участков. Однако часть запланированных рубок пришлось обследовать в натуре. По большинству были найдены приемлемые для всех решения. По трем лесосекам пока сохраняются разногласия».
Подход Гринпис к решению вопроса о допустимости или недопустимости санитарных рубок в заказниках и памятниках природы достаточно прост. «Если есть реальная угроза распространения вредителей и болезней леса на прилегающие территории, или погибшие насаждения могут привести к возникновению пожаров за счет накопления мертвой сухой древесины – рубить обязательно надо. Если такой угрозы или опасности нет, особенно когда поврежденные участки невелики и находятся в глубине лесных массивов – рубить не стоит», – разъяснил эколог.
В целом санитарные рубки в заповедных зонах необходимо проводить там, где погибшие деревья угрожают людям: вокруг поселений, вдоль дорог, в самых густонаселенных районах. В этом отношении между подмосковным Комлесхозом и Гринпис принципиальных разногласий нет.