Киотский прокол, принятый в 1997 году в дополнение к Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК), стал первым международным документом, регулирующим в глобальном масштабе вопросы противодействия климатическим изменениям.
В подписании Киотского протокола приняли участие 159 государств. Однако вступление договора в силу произошло лишь в 2005 году, после его ратификации Российской Федерацией.
Его участники взяли на себя обязательства сократить или стабилизировать выбросы углекислоты, метана и других вредных газов в 2008-2012 годах по сравнению с 1990 годом.
Согласно Протоколу, страны Евросоюза должны были уменьшить выбросы на 8%, Япония и Канада – на 6%. В задачу России как страны с переходной экономикой входило удержание среднегодовых выбросов на уровне 1990 года.
Соглашением также предусматривалось наличие определенных квот на выброс в атмосферу промышленных газов и торговля квотами на загрязнение в случае неиспользования какой-либо страной своих лимитов.
В целях стимулирования участников к эффективному снижению антропогенного воздействия на климат Киотским протоколом были предусмотрены механизмы гибкости – так называемые «проекты совместного осуществления». Средства от реализации этих проектов инвестировались на экологически значимые цели.
За 2 года – с 2010 по 2012 – было реализовано порядка 150 «киотских» проектов, направленных на утилизацию попутного нефтяного газа, улавливание и сжигание гидрофторуглерода-23 и гекcафторида серы, повышение энергоэффективности, энергосбережение, использование возобновляемых источников энергии и биотоплива.
По словам Специального представителя Президента России по вопросам климата Александра Бедрицкого, «за последние 20 лет Российская Федерация успешно выполняла свои обязательства по РКИК и Киотскому протоколу».
А в соответствии с Указом Президента РФ, в России планируется сокращение к 2020 году выбросов парниковых газов не менее чем на 25% по отношению к уровню 1990 года.
По мнению экологов, подобные заявления не являются поводом для оптимизма.
«В России выбросы сегодня более чем на 31% ниже, чем в 1990 году, который был взят за базовый для Киотского Протокола. Но это значит только то, что с 1990 года у нас существенно снизилось промышленное производство – поэтому-то и выбросов намного меньше, чем было в последние советские годы», – утверждает руководитель общественной экологической организации «Друзья Балтики» и климатического секретариата Российского Социально-экологического Союза Ольга Сенова.
«Мало что изменилось качественно», – считает эксперт. – «Производство остается очень энергозатратным, жилой сектор тоже пускает энергию «на ветер».
«Поэтому наша государственная цель снижения выбросов к 2020 г. на 25 % по сравнению с 1990 годом – это на самом деле рост выбросов к 2020 более чем на 6 % по сравнению с сегодняшним днем», – делает вывод Сенова.
Первый период действия Киотского протокола закончился в 2012 году, второй продлится до 2020. Чтобы торговать квотами, с 2013 года участники Протокола должны были взять на себя новые обязательства по сокращению эмиссий. Желающих оказалось немного: это 27 стран Евросоюза, Австралия, Казахстан, Украина, Белоруссия, Норвегия, Швейцария, Исландия, Лихтенштейн и Монако. На их долю приходится лишь 15% всех мировых выбросов.
На прошедшей в декабре в Перу конференции ООН по климату был утвержден проект нового международного соглашения о снижении выбросов парниковых газов. Планируется, что документ, который придет на смену Киотскому протоколу, будет подписан летом этого года в Париже.