На этой неделе заместитель Министра природных ресурсов и экологии РФ Ринат Гизатулин потребовал от ОАО «ГМК «Норильский никель» принять исчерпывающие меры для устранения нарушений природоохранного законодательства на предприятиях компании.
Прежде всего, речь идет о Заполярном филиале компании, расположенном в Норильске.
Напомню, что в мае 2014 года «Норникель» подписал с Минэкономразвития, Минпромторгом, Минприроды, правительством Красноярского края и администрацией Норильска соглашение о целевой инвестиционной программе ускоренного закрытия устаревшего и не подлежащего реконструкции никелевого производства в Норильске.
Согласно договоренностям, «Норникель» ускоренными темпами (в 2016 г. вместо 2018 г.) реализует проект, направленный на улучшение экологической обстановки в регионе и модернизацию производства, в случае, если государство примет решение об обнулении экспортных пошлин на нелегированный никель, медные катоды и секции катодов (в 2014 г. вместо 2016 г.).
Компания гарантировала, что весь финансовый эффект от досрочного обнуления пошлин направит на ускоренное закрытие производства, а также на решение связанных с этим экологических и социальных проектов.
Предполагалось, что в результате остановки Никелевого завода к 2017 году полностью прекратятся выбросы загрязняющих веществ – диоксида серы, оксида никеля, оксида меди, свинца и его неорганических соединений.
Однако, по словам заместителя министра природных ресурсов и экологии, Росприроднадзор в ходе комплексной проверки предприятий ГМК «Норильский никель» выявил значительное число нарушений требований природоохранного законодательства, а также отсутствие снижения негативного воздействия предприятия на окружающую среду.
В частности, отмечены факты превышений установленных допустимых нормативов выбросов, в том числе, по диоксиду серы – основному компоненту вредных выбросов Заполярного филиала компании. В отдельных случаях выявленные превышения были значительными: на одном из источников Никелевого завода допустимый норматив выброса по серной кислоте был превышен в 44 раза, на источнике Медного завода — в 14 раз, на источнике Надеждинского металлургического завода — в 8 раз, говорится на сайте Министерства.
Отмечены также превышения допустимых нормативов содержания вредных веществ в сточных водах, сбрасываемых объектами Заполярного филиала в водные объекты.
«Компания не предоставила в Минприроды России и не согласовала с Росприроднадзором целевые показатели по снижению выбросов загрязняющих веществ в рамках закрытия Никелевого завода, что нарушает один из пунктов Соглашения о взаимодействии, подписанного в мае 2014 года. Помимо этого, отчет предприятия за III квартал 2014 года о ходе выполнения Комплексной программы свидетельствует об увеличении выбросов в атмосферный воздух по предприятию в целом», - отметил Гизатулин.
По словам временно исполняющего обязанности Руководителя Росприроднадзора Амирхана Амирханова, данные факты доведены до руководства компании с требованием принять меры по исключению случаев сверхнормативного негативного воздействия на природную среду.
«По всем фактам нарушений территориальным органам Росприроднадзора поручено обеспечить привлечение виновных лиц к административной ответственности в соответствии с требованиями законодательства», - отметил он.
ОАО «ГМК «Норильский никель» было рекомендовано в срок до 6 февраля 2015 года направить в Минприроды России план-график проведения инвентаризации источников выбросов комбината, а также разработки и утверждения новых нормативов предельно допустимых выбросов в связи с изменениями технологии в соответствии с программой модернизации ОАО «ГМК «Норильский никель».
Никелевый завод в Норильске работает с 1942 года, его мощность – 120 000 тонн никеля в год. В прошлом году компания решила закрыть его в рамках модернизации всего производства компании – закрытое производство может быть компенсировано обновленным Надеждинским комбинатом.
Стоимость закрытия в мае прошлого года первый заместитель генерального директора «Норникеля» Павел Федоров оценивал в $300–500 млн. Компания вела переговоры с правительством о софинансировании. Экономический эффект от модернизации он оценивался примерно в $450 млн в год. Кроме того, по словам Федорова, она должна была существенно улучшить экологическую ситуацию в Норильске, пишет RBC.
«Беллона» годами указывает на недостаточные темпы модернизации предприятий ГМК «Норильский никель», особенно на площадках его дочерней компании - Кольской ГМК, осуществляющей свою деятельность в Мурманской области. Однако требования экологов по снижению вредных выбросов, в первую очередь, диоксида серы, полностью игнорируются.
Проверки Росприроднадзора, будь то плановые или внеплановые, не обнаруживают существующих превышений ПДК, власти игнорируют проблему, сами же предприятия только рапортуют об успехах, которые никак не сказываются на улучшении экологической ситуации в регионах.
«Беллона» выражает надежду на то, что Минприроды заставит «Норникель» выполнить свои обязательства.