Начало > Эко новости > Составлено наиболее полное эволюционное древо птиц

Составлено наиболее полное эволюционное древо птиц

12/12/2014 14:05 / 👁 1313 / Источник Вести.Ru / Поделиться:
Исследователи из разных стран мира объединились в одну команду ради того, чтобы составить наиболее полное эволюционное древо птиц. Генетики проанализировали геномы 48 видов пернатых. По результатам изысканий учёные смогли проследить за историей трансформации поздних динозавров в птиц и дальнейшей эволюцией этих удивительных животных. Генетики всерьёз взялись за изучение эволюции пернатых (фото Carla Schaffer). Генетики всерьёз взялись за изучение эволюции пернатых (фото Carla Schaffer).

Ведущий автор исследования Том Гилберт (Tom Gilbert) из Музея естествознания Дании в Копенгагене отмечает, что в ходе его работы выяснилось, что после вымирания динозавров произошёл так называемый эволюционный взрыв птиц, когда и возникло большое количество видов.

Консорциум исследователей опубликовал ряд научных статьей в различных журналах о расшифрованных геномах птиц. Учёные установили, как разные виды пернатых связаны друг с другом эволюционно, а также поняли, что их разнит. Орнитологи пришли к выводам о великом разнообразции птиц, основываясь на исследованиях об их вокализациях (пении), потере зубов в процессе эволюции и способах адаптации к погодным условиям.

Грандиозная работа, которая на сегодняшний день является первым крупнейшим орнитологическим генетическим исследованием, началась с интереса к геному голубей. В 2010 году Гилберт начал сотрудничество с Пекинским институтом геномики (BGI). Основной целью изыскания стало секвенирование геномов голубей с целью определить, как различные виды этих птиц связаны друг с другом эволюционно и каких общих предков они имеют.

Исследователи из BGI объединили результаты работы Гилберта с данными, полученными нейробиологом Эрихом Джарвисом (Erich Jarvis) из университета Дьюка в Дареме, Северная Каролина. Добавив ещё несколько результатов исследований других групп орнитологов, сотрудники BGI поняли, что они собрали полноценную генетическую базу данных представителей наотряда Neoaves.

К этому надотряду относятся самые разные группы птиц, включая большинство современных видов за исключением нелетающих (к примеру, страусов), а также домашних птиц, таких как курицы и утки.

"Меня поразило, что до сих пор учёные не имеют базы данных об эволюционных метаморфозах птиц и не представляют, как разные виды связаны друг с другом", — признаётся Гилберт, чья итоговая статья в соавторстве с коллегами из разных стран вышла в журнале Science.

Всех представителей надотряла Neoaves объединяет уникальная особенность: входящие в него виды обладают способностью к обучению пению. Эту черту биологи сравнивают с обучением речи у людей и полагают, что подобные навыки не могли развиваться конвергентно у разных видов птиц. Поэтому, предполагают орнитологи, у всех представителей надотряда должен быть предок, который передал генетические предпосылки к развитию данной способности своим потомкам.

На работу по составлению генетического древа птиц у учёных ушло в общей сложности 4 года, из которых год они секвенировали геномы на основе анализа ДНК различных видов птиц и три года составляли эволюционное древо пернатых.

Джарвис и его коллеги обнаружили, что образцы экспрессии генов в зонах мозга, отвечающих за вокализации у птиц, схожи с теми, что наблюдаются у человека, способного к обучению речи.

Также другая команда исследователей выяснила, что птицы утратили зубы и обрели острый клюв в процессе эволюции около 116 миллионов лет назад. А команда китайских орнитологов из BGI определила, что геном красноногого ибиса (Nipponia nippon) является результатом межвидового скрещивания, которое привело к появлению семи особей вида в 1980-х годах, размножившихся к сегодняшнему дню до нескольких сотен птиц.

Как выяснилось в ходе изысканий, предки всех современных представителей надотряда Neoaves были генетически ближе всего к голубям, фламинго и поганковым и больше всего напоминали внешне современных хищников.

Также согласно исследованию, эволюционной взрыв, в ходе которого возникло большое количество видов, произошёл в периоде между 67 и 50 миллионами лет назад. То есть в то время, когда динозавры вымерли, предположительно, из-за падения астероида. Оно же стало переломным моментом и для млекопитающих.

В данный момент Гилберт и его коллеги занимаются дальнейшим секвенированием геномов птиц. Учёные планируют создать наиболее полную базу данных об эволюции пернатых, которая будет включать в себя информацию не только о надотряде Neoaves, но и о всех остальных птицах.