Это уникальные природные комплексы, входящие в мировую природную «сокровищницу», имеющие почётный статус всемирного природного наследия.
Мало кто будет сомневаться, что собор «Саграда Фамилия» в Барселоне или Зимний дворец в Санкт-Петербурге, симфония Баха или древние песни славян - это бесценное наследие, которое надо сберечь. Они уникальны. Однако первый и самый искусный творец – природа. У неё всегда учился и учится человек. Поэтому, как бы он ни был самолюбив, потеряв природное богатство, человек потеряет, в конце концов, и себя.
К счастью, на Земле ещё сохранилось немало уникальных природных «жемчужин»: Большой барьерный риф в Австралии, Большой каньон в США, Галапагосские острова. Начиная с 1975 года такие объекты стали заносить в особый список всемирного наследия ЮНЕСКО. Долгое время в нём не было российских территорий. В 1994 году ситуация изменилась - Гринпис России начал готовить пакет документов для первой в истории страны номинации «Девственные леса Коми», куда вошли национальный парк «Югыд ва» и Печоро-Илычский заповедник.
«Девственные леса Коми» стали объектом всемирного наследия уже на следующий год. С тех пор почётный список ЮНЕСКО пополнился ещё десятью российскими территориями: «Озеро Байкал» и «Вулканы Камчатки» (1996 г.), «Золотые горы Алтая» (1998 г.), «Западный Кавказ» (1999 г.), «Куршская коса» (2000 г., совместно с Литвой), «Центральный Сихотэ-Алинь» (2001 г.), «Убсунурская котловина» (2003 г., совместно с Монголией), Природный комплекс заповедника «Остров Врангеля» (2004 г.), «Плато Путорана» (2010 г.), Природный парк «Ленские столбы» (2012 г.).
Наша страна очень богата уникальными, не затронутыми хозяйственной деятельностью природными комплексами. По приблизительным оценкам, в России есть ещё более 20 территорий, достойных статуса всемирного природного наследия. Среди них стоит отметить «Командорские острова», «Степи Даурии», «Ильменские горы», «Дельту Лены», «Дельту Волги».
История проекта «Всемирное наследие» сложилась весьма непростой, и даже его зарождение было довольно необычным и характерным.
В 1994 г. эксперты Гринпис исследовали причины и последствия крупного разлива нефти в Усинском районе Республики Коми, когда в тайгу, ручьи и реки вылилось, по разным оценкам, от 100 до 350 тыс. тонн нефтесодержащей жидкости. К нам обратились за помощью работники Печоро-Илычского заповедника. В его буферной зоне вскоре должен был начать лесозаготовку французский концерн, что грозило уничтожением старовозрастным, нетронутым человеком лесам, которых практически не осталось в Европе.
Казалось, всё благоприятствовало лесорубам – деньги, документы, согласие властей… Всё было практически решено, готово и получалось так, что привычные способы не могли остановить рубку.
Вот тут, как будто специально, появилось сообщение, что правительство Москвы согласилось с требованием Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО уменьшить масштабы строительства торгового комплекса на Манежной площади, так как оно могло повредить объекту всемирного культурного наследия – ансамблю Московского Кремля. Возникла идея воспользоваться охранным статусом всемирного наследия и в случае с уникальными лесами Коми.
В рекордно короткий срок удалось организовать экспедицию, подготовить с помощью учёных Коми научного центра, работников Печоро-Илычского заповедника и национального парка «Югыд ва» необходимые документы, провести согласование в Правительстве РФ. В те времена самая простая видеокамера была абсолютной диковинкой, но, тем не менее, удалось даже снять и смонтировать за одну ночь – буквально «на коленке», в домашней «студии» – короткий, но эмоциональный видеоролик.
Французские коммерсанты оказались на удивление цивилизованными. Им хватило одного факта передачи документов в ЮНЕСКО, чтобы план по вырубке уникальных лесов был свёрнут.
На следующий год заявку под названием «Девственные леса Коми» на ура приняли на очередной сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО, и с этого дня открылась новая страница в истории заповедного дела в России – страница, посвященная нелёгкой борьбе за сохранение российских природных территорий, признанных всемирным достоянием. В этой борьбе Гринпис использовал самые разные методы работы и возможности, которые доступны неправительственной, независимой общественной организации в условиях России.
Большей частью работу Гринпис можно проиллюстрировать на примере наиболее проблемных территорий, которые испытывают постоянное давление со стороны государственных и коммерческих структур: озера Байкал, Западного Кавказа, девственных лесов Коми. За последний десяток лет трудно вспомнить хотя бы одно заседание сессии Комитета всемирного наследия, где бы ни обсуждалась их судьба.
Акции
Акции – это то, что чаще всего вспоминают при слове «Гринпис». Однако, это лишь «верхушка айсберга» – один из инструментов, способствующих решению тех или иных проблем. Примеров таких результативных акций довольно много. Широко известны всероссийские дни действий, вызванные предложением компании Транснефть проложить по самому берегу Байкала нефтепровод в Китай. По инициативе Гринпис была создана коалиция «За Байкал», в которую вошло более 50 общественных организаций от Мурманска до Владивостока. Не один год они проводили гражданские акции протеста – от одиночных пикетов до многотысячных митингов и, в конце концов, добились своего. Личным решением Президента РФ нефтепровод перенесли на несколько сотен километров от Байкала.
Другим удачным примером могут служить акции, проводившиеся в связи с планируемым строительством олимпийских и других объектов на границе территории всемирного наследия «Западный Кавказ». Эти акции были обращены не только к обществу и властям России, но и к Международному олимпийскому комитету, ЮНЕСКО и пр. Подкрепленные аналитической и юридической работой, они «помогли» российским властям принять решение перенести опасные объекты подальше от территории всемирного наследия.
Если акции это «вершина айсберга», что же является его основанием? Это — Знание.
Исследования, инспекции
Научная работа, сбор и анализ данных – это основа деятельности Гринпис, так как, требуя решить проблему, необходимо предлагать и способ решения.
Гринпис России давно и успешно использует передовые научные методы, причем, не только в России. Важными результатами такой работы стали, к примеру, первые в своем роде карты состояния лесов, как по отдельным регионам, так и по России в целом. Они пользуются заслуженным вниманием специалистов не только научных учреждений страны, но и компаний, связанных с лесозаготовкой и пр.
ГИС-технологии дают возможность Гринпис объективно оценивать обстановку на российских объектах всемирного наследия и предлагать решения в сложных ситуациях. К примеру, в сотрудничестве с некоммерческим партнерством «Прозрачный мир», удалось доказать, что объекты сочинской Олимпиады совсем не обязательно размещать в буферной зоне Кавказского заповедника. Для этого существуют альтернативные, в некоторых случаях даже более удобные для строителей, места.
Серьезная научная работа требовалась при подготовке каждой из номинаций, предлагаемых для включения в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Специалисты Гринпис работали в тесном контакте со специалистами Международной академии охраны природы, Международного союза охраны природы и Дрезденского технического университета, а также института геологии Монгольской академии наук, различных подразделений Российской академии наук, фонда «Охрана природного наследия», общественных организаций «Байкальская экологическая волна», «Зеленые Камчатки», «СПОК» (Карелия), «БРОК» (Владивосток) и др.
Научная работа важна, однако сама по себе она мало действенна, если её результаты не известны обществу, в том числе и работникам властных структур – чиновникам, которые зачастую принимают решение исходя из своих «внутренних убеждений». Поэтому отдельная и достаточно сложная задача – донести до людей то, что выяснили специалисты.
Взаимодействие с обществом
С самого начала проект «Всемирное наследие» имел целью показать гражданам России, что нам есть, чем гордиться и что беречь. К сожалению, пока ещё слишком малая часть наших сограждан (в том числе чиновников) представляет, насколько уникальна российская природа и как она ранима.
Мы стараемся исправить эту ситуацию. Например, через прямое обращение к людям. Гринпис выпускает тематические фотоальбомы и карты, видеофильмы, скринсейверы и пр. Тема природного наследия постоянно присутствует на сайте и видеоканале в YouTube, в «Живом Журнале», социальных сетях организации. Фильмы Гринпис из цикла, посвященного природному наследию России, входили в программу многих российских и зарубежных кино- фестивалей. Фоторепортажи об уникальных природных уголках появлялись в таких известных журналах как National Geographic, GEO и в других изданиях.
Достаточно успешно Гринпис работает и со специализированными инструментами массовой коммуникации – средствами массовой информации: центральными и региональными теле- и радиоканалами, газетами, иллюстрированными журналами. Успешно используются и вновь открывающиеся ресурсы – интернет-издания, интернет-радио и др.
Хороший результат даёт и сотрудничество с известными людьми. К примеру, большой отклик получил проект «Живи Байкал», который Гринпис помогал провести журналист, музыкант и общественный деятель Артемий Троицкий. В этом проекте участвовали Дельфин, Людмила Гурченко, Вячеслав Бутусов, группы Uma2rman, «Чайф», Сергей Галанин (Серьга), Тутта Ларсен, Александр Ф. Скляр, Евгений Федоров (Tequilajazzz).
Летом 2010 г. под Нижним Новгородом прошел фестиваль «Рок лето за Байкал». Защите великого озера посвятили свои песни Юрий Шевчук, «Пилот», «Пикник», «Крематорий», Сергей Шнуров с группой «Рубль», «Кирпичи», Найк Борзов, «Мара», «Блондинка КсЮ», «7000$», «Кorsикa», «Samati».
В 2011 г. к движению в защиту Байкала, Химкинского леса и Утриша присоединились многие известные актеры, музыканты и общественные деятели России.
Очевидно, что чем больше граждан России понимает необходимость сберегать природное наследие, тем легче будет его защищать. Однако в условиях современной России очень многое зависит от государственных и коммерческих структур, поэтому они остаются одной из главных «целевых аудиторий» Гринпис.
Взаимодействие с органами власти, коммерческими и общественными структурами
Работа с чиновниками всегда была важной для проекта по всемирному наследию, так как по принятым в ЮНЕСКО правилам, кто бы ни был инициатором придания территории статуса общечеловеческого достояния, заявка должна исходить от правительства страны. До 2000 г. в России существовал Госкомэкологии, где работало немало энтузиастов природоохранного дела, которые старались не создавать преград в придании российским территориям международного охранного статуса. Именно поэтому большинство прошедших отбор и одобренных номинаций были подготовлены до 2000 г. После ликвидации Госкомэкологии и образования Минприроды получить поддержку стало гораздо сложнее.
При подготовке документов, необходимых для включения в Список всемирного наследия, приходится работать и с федеральными органами власти и региональными. В ряде случаев, благодаря такой работе, на карте нашей страны появились новые охраняемые территории, создание которых до этого оттягивалось многие годы.
Общение с региональными властями нередко было курьёзным. Кое-где чиновники пытались затормозить процесс, где-то наоборот: предложение Гринпис воспринимали с огромным энтузиазмом. К примеру, руководитель одной из республик требовал включить в список всемирного наследия более 70 % её территории и обвинял экспертов Гринпис, пытавшихся доказать, что это невозможно, в нежелании защищать природу. Его ничуть не смущало, что далеко не вся территория соответствовала критериям ЮНЕСКО, что после включения в Список на регион ляжет нелегкая обязанность беречь данный объект, серьезно ограничивать его использование.
К сожалению, в последние годы отношение к охраняемым природным объектам в целом стало заметно меняться – их всё больше воспринимают как «экономический инструмент», что в корне отличается от принятых в цивилизованном мире подходов. Появляются планы добычи на их территории полезных ископаемых, организации массового туризма, строительства различных объектов, замаскированных под рекреационные или научные.
Сейчас Россия занимает лидирующее место в мире по количеству проблемных территорий всемирного наследия. Добиваясь отмены угрожающих наследию проектов, Гринпис приходится взаимодействовать не только с федеральными и местными органами власти и руководством компаний, но и с такими организациями как Международный олимпийский комитет, Европарламент, различные подразделения ООН и другими.
Многие проблемы требуют объединения усилий гражданского общества, поэтому Гринпис сотрудничает с самыми разными общественными структурами России. В целом эта работа идет достаточно успешно и до сих пор большую часть территорий российского природного наследия удается защитить.
Юридическая работа
Каждодневная работа проекта по всемирному наследию, это сотни юридических документов, подготовленных для общественных и государственных структур, обращений в органы прокуратуры, исков в суды. Многие из них сыграли самую положительную роль в конфликтах с нарушителями природоохранного законодательства. Заключения юристов Гринпис внимательно изучают и российские правоохранительные органы, и международные межправительственные организации, такие как ЮНЕСКО, Международный союз охраны природы и многие другие.
За 20 лет работы проекта «Всемирное наследие» Гринпис России в содружестве с общественными экологическими и научными организациями добился многого. Достаточно сказать, что уже более 32 млн. гектаров уникальных российских природных территорий приобрели почетный статус всемирного наследия ЮНЕСКО, были взяты под международную охрану и получили шанс быть сохраненными для наших потомков.
Аудиовизуальный альбом «Природное наследие России» распространяется бесплатно в виде приложения для электронных устройств: iOS и Addroid