Опубликовано 22/10/2014, в 19 ч. 05 мин., 619 просмотров

Геном верблюдовых раскрыл секреты выживания в пустыне

Альпаки. Фото: The Camelid Genome Project

Группа ученых под руководством Хуэйгуана У (Huiguang Wu) из Сельскохозяйственного университет Внутренней Монголии (КНР) сумела полностью расшифровать геномы альпаки, одногорбого и двугорбого верблюдов, а также получить транскриптом последнего. Все это помогло исследователям выяснить, как животные смогли адаптироваться к условиям жизни в пустыне. Результаты своей работы биологи опубликовали в журнале Nature Communications.

Расшифровка геномов альпаки и верблюдов, а также получение транскриптома двугорбого верблюда помогли ученым понять, как и когда произошла адаптация животных к пустынному климату. Транскриптом — это совокупность всех молекул РНК, представленных в клетках определенного вида живых существ. Транскриптом способен сильно меняться в зависимости от условий окружающей среды.

ДНК животных помогли установить: генетические различия между альпакой и верблюдами сформировались примерно 7,2-11,6 миллиона лет назад. Именно тогда, по мнению специалистов, популяция предков современных верблюдов выработала такие механизмы приспособления к суровому климату, как особая роль воды и жиров в процессах метаболизма, защита организма от высокой температуры воздуха, засушливости, значительного уровня ультрафиолетового излучения и мешающей дыханию пыли. Уровень глюкозы в крови верблюда повышен, что играет важную роль в процессах сохранения и накапливании жидкости в организме, а также осморегуляции (способности поддерживать постоянное давление жидкости внутри тела).

Хуэйгуан У уверен, что для завершения работы необходимо проводить дальнейшие исследования и сравнивать гены животных, однако уже полученные данные являются важным шагом в изучении удивительно эффективных, выработанных в процессе эволюции механизмов функционирования организма в экстремальных условиях.