Контакты | Реклама | Подписка
Начало > Эко новости > Greenpeace: Это был очень трудный пожарный сезон. Но могло быть намного хуже

Greenpeace: Это был очень трудный пожарный сезон. Но могло быть намного хуже

01/10/2014 10:39 / 👁 1084 / Источник Greenpeace / Поделиться:
Сейчас в новостях все еще появляются тревожные сообщения о том, что где-то в Московской, Рязанской, Ярославской и Тверской областях горит торф, еще действуют лесные пожары в Хабаровском крае. Сейчас нелегкой работой по тушению занимаются лесники и пожарные во многих регионах нашей страны. Но уже можно говорить о том, что пожароопасный сезон подходит к концу. Начинаются ночные заморозки. Фото: Greenpeace Фото: Greenpeace

Все чаще идут затяжные дожди. Пожарные и добровольцы с нетерпением ждут окончательного вступления осени в свои права. И уже можно подводить первые итоги этого непростого сезона.

Пока еще рано говорить об итоговых цифрах количества и площадей лесных пожаров. Но уже понятно, что сезон оказался сложным и напряженным. Аномально малоснежная зима, ранняя и затяжная весна (время травяных палов) привели к тому, что и леса и торфяники загорелись раньше и сильнее обычного. Тяжелым сезон оказался и по потерям человеческим. Много погибших и пострадавших лесников, пожарных, добровольцев.

Для наших добровольцев эта весна началась особенно рано. В конце февраля мы уже тушили горящие тростниковые заросли в окрестностях Астраханского биосферного заповедника. Потушили больше, чем 20 пожаров за две недели. В остальное время – встречи с жителями, занятия с детьми и учителями, встречи с журналистами, обучение местных добровольцев. Там же прошла «боевое крещение» наша новая машина, купленная на собранные весной сторонниками пожертвования. Такие экспедиции – серьезное испытание и для людей, и для техники. Все его прошли достойно.За все время нашего пребывания ни один пожар не прошел на территорию заповедника.

Запомнилась история с пожарами в Забайкалье. В апреле, вероятно, в результате никем в реальности не контролируемых «профилактических выжиганий» (по сути обычных палов травы) загорелись леса. Региональные власти пытались не показать масштаб проблемы. В итоге огонь дошел до военных складов с боеприпасами. Погибло 11 человек. Сильно пострадал поселок. Читинские волонтеры бросились помогать. И в тушении, и в сборе гуманитарной помощи. Но тут же возникли конфликты с органами власти. Да и опыта и знаний в тушении не хватало. Тогда наша группа выехала на подмогу местным добровольцам в обучении и в налаживании контактов с государственными структурами. Сейчас, осенью, когда забайкальские леса снова горят, обученные читинские добровольцы снова участвуют в тушении.

К апрелю весна дошла и до наших широт. И начались бесконечные выезды на торфяники. Ежедневно появлялись термоточки – обнаруженные спутниками температурные аномалии на поверхности Земли. И ежедневно они попадали в том числе в отрисованные нашими специалистами контуры опасных осушенных торфяников. В обычный год таких «попаданий» около 20-30 за всю весну. В этом году – более 200. В реальности пожаров еще больше (не все фиксируются спутниками). Началась безумная гонка. Либо мы успеем обнаружить пожар, пока он маленький и рядом есть вода, либо он разгорится и потом, летом, обеспечит дым на сотни километров вокруг. Людей и машин не хватало. А каждый пропущенный день – это проигрыш по времени в тушении. Очаги нас не ждут, пока мы придем и начнем тушить, они растут с каждым днем. Выезды были практически ежедневными. На помощь пришли все волонтеры, которые могли выкроить на выезды хоть один день. Кроме добровольцев Гринпис, дружинников ДОП МГУ, ребят из Общества добровольных лесных пожарных, начали присоединяться и помогать и наши друзья – поисковики из отряда Лиза Алерт (благо людей в лесу весной теряется не так много). Вот за этот период безумной гонки наперегонки с пожарами хочется сказать отдельное спасибо всем участникам. Было выявлено и потушено несколько десятков очагов тления торфа (причем обнаружено на самых ранних стадиях, когда потушить еще можно относительно легко) на опасных крупных осушенных торфяниках в Смоленской, Московской, Владимирской, Ивановской, Рязанской, Ярославской, Тверской, Псковской, Новгородской, Ленинградской областях. Если бы не вы, то этот год, кстати, самый засушливый и самый опасный по возможностям развития торфяных пожаров за всю историю наблюдений, мог обернуться настоящей катастрофой. Именно ваша заслуга в том, что, несмотря ни на что, при самых неблагоприятных погодных условиях, при многочисленных поджогах, при инертности государственных органов, нам удалось избежать пожарной торфяной катастрофы в большинстве регионов. Регион в котором вопиющая халатность органов власти привела к тому, что обнаруженные весной очаги так и не потушили – Тверская область. Но так могло быть везде, где есть торф.

Тогда же в апреле произошла трагедия в Амурской области. Тоже горящая трава. Необученных и плохо экипированных добровольцев и лесников бросили на тушение. На одном из пожаров пострадало 9 человек. Трое умерли от тяжелых ожогов. Трое попали в реанимацию в Москву. Один из участников до сих пор лежит в ожоговом отделении института им. Вишневского в Москве. Несколько ребят с инвалидностью долечиваются по месту жительства. В апреле мы старались не дать замалчивать ситуацию с пожарами и с пострадавшими. И так вышло, что практически все наши пожарные добровольцы – безвозмездные доноры крови. Сдавали для пострадавших амурчан. Старались морально поддержать. Договаривались об очередности донаций и посещений больницы между выездами на разведку и тушение.

В июле – уже второй межрегиональный тренировочный лагерь на Ладожском озере. Совместно с волонтерами Общества добровольных лесных пожарных. Тренировки, лекции, обмен опытом.

И этот опыт очень пригодился. В августе очень много пожаров возникло именно в этих местах. Добровольцы ОДЛП и местные лесные пожарные (парашютисты и десантники авиалесоохраны) выбивались из сил. Не хватало людей, топлива, рукавов, мотопомп… Пожары на скалах с коварной торфяной лесной подстилкой. Опасные падающие деревья. И вероятность возобновления пожара, притаившегося в тлеющем торфе, в мхе между камнями. Немногочисленные силы лесников, пожарных и добровольцев «вязли» в затяжных пожарах, свежих людей на то, чтобы реагировать на новые вызовы было набирать все труднее. Было принято решение о переброске на Ладогу пожарной группы Гринпис для усиления местных добровольцев. Вместе справиться оказалось проще. Свежие силы и поддержали на пожарах, и морально подбодрили. Пригодились перекинутые на острова Ладожского озера мотопомпы и пожарные рукава. К счастью, через неделю вслед за нами пришли в Карелию и долгожданные дожди.

И снова торфяники. На этот раз уже преимущественно тверские. С долгими спорами, с убеждением чиновников от МЧС, что пожары надо признавать вовремя и говорить о них правду. И только тогда вовремя будут выделяться и силы и средства на их тушение.

Порой уговаривали вот так

Многочисленные выезды для разведки, тушения, общения с журналистами, «принуждения к правде». Фоторепортаж «Новой газеты», впечатления новичков на пожаре.

В конце сезона - еще один необычный поворот истории. В обводнении тверских горящих торфяников стали принимать активное участие...дети. Ребята, прошедшие обучение в нашей образовательной экспедиции решили показать взрослым, что не надо сидеть сложа руки и дышать дымом. Уже построена первая дамба. Установлены первые аншлаги (предупреждающие знаки) о том, что под ногами торф и поэтому надо быть аккуратнее с огнем. В следующем году воду на тушение будем брать уже из новых рукотворных пожарных водоемов.

Сезон постепенно заканчивается. Позади более 60 000 километров пробега на наших «пожарных» машинах. Более ста дней выездов и полевой работы на пожарах. Более 100 пожаров, в том числе более 30 потушенных торфяников. Это не очень много в масштабах страны. Но каждый раз – именно там, где нужно. И это помогает менять все к лучшему. Впереди официальные итоги. Надеемся, что в этом году данные от Минприроды и МЧС не будут в разы расходиться с данными космического мониторинга. Врут и занижают данные о пожарах все меньше, хотя, по многим регионам ситуация еще далека от желаемой. Сдвигается и представление в обществе о поджогах травы. Все чаще читаем и слышим правильные слова о том, что «надо просто перестать жечь». И за это все тоже огромное спасибо вам. Всем, кто помогает в нашей работе. Своими руками, в свое свободное время, своими идеями, пожертвованиями, оборудованием. Всем, кто поддерживает нас в бесконечных спорах в соцсетях, всех, кто верит нам и поддерживает нас морально.

Впереди – набор новых добровольцев, обучение, тренировки. И уже совсем скоро начало следующего сезона. Хочется верить, что более спокойного и благополучного.

Спасибо вам!

Григорий Куксин, руководитель противопожарной программы Гринпис России

Последние новости

Популярные новости