Я много раз видела этот ужас на фотографиях и думала, что готова столкнуться лицом к лицу с действительностью, что я уже достаточно насмотрелась и нарастила надежный защитный панцирь. Но все оказалось не так просто. Ни видео, ни фотосъемка не способны передать полную картину происходящей катастрофы, они не передают запахи и то гнетущее ощущение, которое возникает от осознания масштаба трагедии, когда день за днем, километр за километром ты натыкаешься не на один и не два и даже не на десятки, а на сотни разливов, заброшенных амбаров и свалок, многие из которых лежат здесь многие годы.
Очень сложно смотреть на всё это и понимать, что количество этих «красот» на территории сурового, но такого завораживающе прекрасного края будет расти и расти до тех пор, пока разливать нефть и платить ничтожные штрафы будет выгодней, чем менять отслужившие трубы. А когда нефть закончится и нефтянники уйдут, все что останется местным жителям, да и нам с вами – это залитая нефтью некогда прекрасная земля да черные реки. В обозримом будущем — а может быть никогда — эта природа уже не сможет восстановиться в прежнем виде, у нее просто нет возможности самостоятельно бороться с такими результатами человеческой жизнедеятельности, не предусмотренно и не заложено действенных механизмов…
Я видела следы отчаяния в глазах местных жителей. Это мужественные сильные люди, которые привыкли справляться с трудностями, но которые не могут в одиночку противостоять нефтяным гигантам. Многие уже не верят, что что-то можно изменить, для кого-то эта действительность становиться нормой жизни, ведь это естественная защитная реакция людей, которые вынуждены десятилетиями выживать в условиях экологического бедствия.
Но мы приехали, чтобы бороться, и я знаю, что мы сделаем все возможное, чтобы помочь этим людям и дать шанс на нормальную жизнь их детям. Сделать это всегда было и теперь будет нелегко, это точно не получится быстро, но я верю, что это все еще возможно. И что я знаю наверняка, так это то , что ни Гринпис, ни другие экологические организации не смогут справится в одиночку, поэтому нам так нужна поддержка каждого. Я уверена, что для любого думающего человека, который любит свою родину, свою страну, наша природа дороже сиюминутной наживы. И если мы не будем за нее бороться, то кто это сделает за нас? Не оставайтесь в стороне.
Юлия Пронина