Различия в поведении у социальных пауков исчезают, как только они попадают в незнакомую компанию.
Хотя в фильмах и книгах мы можем встретить стаю пауков (достаточно вспомнить гаррипоттеровского гигантского паука Арагога и его семью), всё же эти существа слабо ассоциируются с социальным образом жизни. Действительно, пауки относятся друг к другу в лучше случае равнодушно, а вообще не прочь закусить представителем своего или чужого вида, если, конечно, могут с ним справиться. Однако и среди них есть несколько общественных разновидностей, и к ним, в частности, относятся пауки рода Stegodyphus.
Стегодифусы живут большими колониями, строя огромные паутинные гнёзда, хотя сами пауки невелики – например, обитающие в Индии, Непале и Шри-Ланке Stegodyphus sarasinorum в длину составляют всего сантиметр-полтора. Хотя живут и охотятся стегодифусы вместе, назвать их общественными животными можно всё же с большой натяжкой. В их сообществах нет специализации, нет «каст» подобных тем, какие есть у муравьёв и пчёл, так что паучье общество довольно аморфно. Однако у них есть одна особенность, которая может в какой-то степени служить заменой кастам – стегодифусы, как оказалось, обладают зачатками личности.
Разумеется, это не та же самая личность, что у человека; тут под личностью понимают комплекс поведенческих черт, которые постоянно проявляются у индивидуума и отличают его от других. В прошлом году исследователи из Орхусского университета (Дания) обнаружили, что в колониях S. sarasinorum одни особи явно смелее других, и такие «смелые личности» как раз и подбегают первыми к жертве и вообще ведут себя довольно агрессивно даже в случае угрозы. Авторы работы предположили, что у S. sarasinorum некоторые особи могут сидеть в глубине гнезда, выполняя какую-нибудь домашнюю работу, а некоторые могут притаскивать снаружи добычу, влипшую в паутину, и отражать нападения каких-нибудь агрессоров. И такое разделение труда может иметь место как раз благодаря разнице в «личностных характеристиках» особей.
Примерно о том же говорят в своей статье в Biology Letters зоологи из Питтсбургского университета (США), наблюдавшие за другим видом стегодифусов, южноафриканскими S. dumicola. Они ведут себя так же, как и их индийские сородичи: около 2 000 особей могут жить вместе, вместе охотиться и вместе следить за потомством. Андреас Модлмейер (Andreas Modlmeier) вместе с коллегами организовали несколько десятков маленьких гнёзд-колоний, по шесть пауков в каждом. Спустя какое-то время колонии разрушали и пауков перетасовывали между собой. Однако в некоторых случаях дело ограничивалось тем, что их просто переносили из одного ящика, где у них было гнездо, в другой, то есть социальная структура оставалась нетронутой.
Одновременно пауков проверяли на храбрость, имитируя приближение птицы – исследователи следили, как быстро тот или иной паук снова вылезет из убежища, куда он спрятался от угрозы. Чем меньше паук прятался, тем храбрее он был. И среди S. dumicola, как и среди S. sarasinorum, можно было выделить более храбрых и менее храбрых особей.
Разрушение гнезда и переезд в новый ящик определённо должны были напугать S. dumicola. Как и ожидалось, после этого пауки становились в целом осторожнее, дольше сидели в убежище, если их пытались пугать уже на новом месте. Но оказалось, что те пауки, которых переносили в новый ящик вместе с их товарищами, сохраняли прежние поведенческие особенности. Тот, кто отличался повышенной храбростью или повышенной осторожностью, оставался почти таким же, если и после переезда вокруг него были его друзья. Если же новую колонию собирали из пауков, незнакомых друг другу, то их поведение сглаживалось, они становились похожи друг на друга – можно сказать, теряли личность. О полученных результатах коротко пишет LiveScience.
То есть поведение S. dumicola было обусловлено социальной нишей, сформированной другими особям в колонии. Проще говоря, со старыми знакомыми паук знал как себя вести, у него было определённое место в сообществе. Попав в новую социальную среду, пауки теряли индивидуальность – здесь им свою роль нужно было выстраивать сначала. Такую социальную обусловленность характера можно найти, разумеется, не только у пауков, но и у других животных, вплоть до приматов, так что, возможно, именно пауки смогут нам рассказать нам кое-что новое о каких-то базовых особенностях нашего поведения.