Пугающую новость сообщил один из ведущих мировых биологов, 85-летний доктор Эдвард Осборн Уилсон. Он полагает, что мы стоим на пороге “биологического холокоста”, сравнимого по масштабам с вымиранием динозавров.
Единственным способом избежать катастрофы американский ученый называет более справедливое распределение территории между людьми и 10 миллионами других видов. Проще говоря, половина планеты Земля должна быть отдана полностью во владение животным.
В идеале, по его мнению, все континенты должны гарантировать животным безопасные коридоры с севера на юг и с запада на восток, которые обеспечат пути массовых миграций на случай резких изменений в среде — засухи, наводнения, похолодания и т.п.
В качестве примера Уилсон приводит уже существующий коридор, связывающий Йеллоустонский национальный парк США с Юконом, территорией на северо-западе Канады.
При этом подчеркивается важность масштабов территорий, отведенных животным: при недостаточной площади есть риск того, что крупная популяция распадется на несколько изолированных, или “островных”, что поставит под удар выживаемость всего вида в целом.
Дело в том, что такие небольшие популяции больше подвержены заболеваниям и хуже приспособлены к изменениям среды из-за меньшего генетического разнообразия вследствие вынужденного инбридинга, или близкородственного скрещивания.
Несмотря на все заслуги доктора Уилсона как ученого и публициста (он также дважды лауреат престижной Пулитцеровской премии, считается одним из самых упорных защитников биологического разнообразия на планете), критики отмечают, что его предложения невыполнимы: даже такая богатая — в том числе землей и ресурсами — страна, как США, использует всего 4% своей территории таким образом, каким ученый предлагает использовать 50% планеты, пишет NEWSru.
Искусственные границы между различными популяциями одного вида действительно заметно влияют на поведение и образ жизни животных. Ярким примером такого рукотворного разделения стали популяции оленей из приграничных лесов Чехии и Германии. Животные до сих пор не пересекают линию границы, где когда-то стояли электрифицированные заграждения. При этом никакие другие виды животных новые границы Европы не смущают.
Средняя продолжительность жизни оленей составляет 15 лет, и ни один из ныне обитающих в немецких и чешских приграничных лесах оленей не видел заграждения своими глазами. Но граница по-прежнему разделяет две популяции. Как поясняют ученые, оленята в первый год жизни учатся у матерей, куда можно ходить, а куда нельзя, и, очевидно, информация об опасности передается от поколения к поколению.