К таким выводам исследователи пришли, проанализировав статистику более 18 тысяч статей по экологии, начиная с 1913 года. Они рассмотрели публикации в трех журналах: Journal of Ecology, Journal of Animal Ecology и Ecology.
Специалисты создали компьютерную программу, которая ищет в статьях два ключевых статистических параметра. Первый связан с вероятностью, а второй — с корреляцией.
В результате было установлено, что частота использования первого параметра растет: с 1980-х годов она увеличилась в два раза и в современных исследованиях достигает десяти. Специалисты связали это с интенсивным использованием экологами математических моделей, которые объясняют большое количество проводимых ими экспериментов.
С другой стороны, среднее значение более информативного параметра — второго, описывающего, как правило, парные корреляции, снижается. Этот параметр показывает, насколько тот или иной фактор объясняет вариативность в массиве данных (например, насколько хорошо скорость роста водорослей в озере можно предсказать по содержанию фосфора в воде). Так, в 1980 году значение коэффициента парной корреляции равнялось 0,7, тогда как в 2010-м упало до 0,5. Как отмечают исследователи, они, наоборот, ожидали увеличения последнего, поскольку за 20 лет развития экологии выросло число моделей и параметров, а вместе с ними должны были улучшиться точность и качество научных изысканий.
Получается, что экологи, имея множество параметров и взаимосвязей между ними, затрудняются в установлении степени важности каждого из них в отдельности. Например, неясно, насколько значимой для скорости роста водорослей в озере оказывается содержание фосфора в воде, а не какой-нибудь другой параметр.
Ученые отметили, что причины таких результатов имеют, с одной стороны, политические мотивы: все чаще экологические аргументы используются властями для продвижения своих интересов. С другой стороны, специалисты отметили параллели современной экологии с метеорологией двадцатилетней давности, которая, по их мнению, была в качестве своих прогнозов похожа на экологию 2010-х годов, но потом достигла большого прогресса в развитии средств предсказывания погоды.