Ранге и Вирани провели серию опытов с восемью стаями собак и волков, выращенных в заповеднике Центра (Эрнстбрунн, Нижняя Австрия). Ученые дали доминантному самцу (псу или волку) напарника — особь низкого ранга, и поставили перед ними миску с пищей. Пес-«господин» всегда ел в одиночестве, а альфа-самец из числа волков всегда делился пищей с другим волком, и ели они одновременно. Псы низкого ранга даже не пытались приблизиться к миске, отметила Ранге.
В другом эксперименте исследователи следили за тем, как стаи собак и волков ищут спрятанные лакомства. Перед тем, как принять решение, в какую сторону бежать, волки долго совещаются и уговаривают несогласных, пока не придут к единому мнению. У собак решение принимает главная особь, которая агрессивно реагирует на любую попытку подчиненных сделать по-своему, сообщила Ранге.
Ранге и Вирани также отметили, что отношения человека и собаки также носят жестко иерархический характер. Фраза «собака — друг человека» является некорректной, считают ученые. Приручая собак, люди отбирали самых покорных и зависимых особей. «Речь идет не о сотрудничестве, а о совместном бесконфликтном проживании. Мы приказываем, а они подчиняются», — утверждает Ранге.
Зоолог Моника Уделл (Monique Udell) из Университета штата Орегон, чей доклад также прозвучал на конференции, согласилась с выводами австрийских ученых. Уделл провела свой эксперимент: она дала 20 взрослым псам и 10 живущим в неволе волкам закрытые коробки с сосисками. У каждой особи было две минуты на то, чтобы открыть контейнер. Собакам эта задача оказалась не под силу — большинство животных даже не попыталось достать сосиску. При этом восемь из десяти волков сделали это раньше срока. Такой же результат показали и щенки собак. То есть, псы сами по себе не менее умны и инициативны, чем волки, однако с возрастом увеличивается их зависимость от хозяев, которые не поощряют проявлений самостоятельности.