Контакты | Реклама | Подписка
Начало > Эко новости > Подводные слоны: неоднозначное влияние крупнейшей в мире - и находящейся под угрозой - рыбы-попугая

Подводные слоны: неоднозначное влияние крупнейшей в мире - и находящейся под угрозой - рыбы-попугая

31/07/2014 19:01 / 👁 2570 / Поделиться:
В высокотехнологичном мире науки исследователям иногда все же нужно вернуться к истокам. Дуглас Макколи из Калифорнийского Университета в Санта-Барбаре так и сделал для изучения воздействия шишколобых рыб-попугаев (Bolbometopon muricatum) на экосистемы коралловых рифов в двух удаленных местах в центральной части Тихого океана. Самая большая рыба-попугай в мире, шишколобый попугай (Bolbometopon muricatum) часто бывает длиннее 4 метров и тяжелее 100 фунтов. (Фото: Klaus Stiefel) Самая большая рыба-попугай в мире, шишколобый попугай (Bolbometopon muricatum) часто бывает длиннее 4 метров и тяжелее 100 фунтов. (Фото: Klaus Stiefel)



Используя прямые наблюдения, отслеживание животных и компьютерное моделирование, доцент кафедры экологии, эволюции и морской биологии Макколи и его коллеги стремились понять, необходимы ли самые крупные рыбы-попугаи в мире для формирования структуры и функционирования экосистем. Ответ, опубликованный в недавнем номере журнала Conservation Biology, звучит так: «и да, и нет» – пишет sciencedaily.com.

«Мы фактически плавали вместе с шишколобыми рыбами-попугаями по шесть часов кряду, записывая подробные данные об их питании и перемещениях», пояснил Макколи. «Это был один из наиболее изнурительных, но замечательных опытов для меня в качестве полевого ученого».

Часто достигающие длины более 4 метров и веса более чем в 100 фунтов, шишколобые рыбы-попугаи являются основными коралловыми хищниками; одна рыба может потреблять чуть более 2 тонн живого коралла в год. Они также являются видом, находящимся под угрозой исчезновения и серьезно теряющим в количестве во всем Тихом океане. Добываемые во всем регионе – часто ночами в морских пещерах, где они спят – они имеют культурное значение (то есть необходимы для церемониальных пиршеств) для жителей многих тихоокеанских островов.

«Эти большие рыбы-попугаи откусывают целые куски рифа и громко растирают их в песок в своих глоточных мельницах – на специализированных зубах в задней части горла», поясняет Макколи. «Вы знаете, что шишколобый попугай рядом, когда начинаете замечать ветки, срубленные с каменистых кораллов и напоминающие о полях для гольфа торфяные шрамы, маркирующие риф».

Исследование Макколи демонстрирует, что шишколобые рыбы-попугаи оказывают на рифы сложную смесь положительных и отрицательных воздействий. С положительной стороны, они уменьшают обилие быстрорастущих водорослей, которые конкурируют с кораллами за свет и пространство. Их кормление помогает кораллам размножаться, открывая пространство для рифов. Кроме того, при питании они могут разбрасывать вокруг рифов небольшие фрагменты кораллов, которые могут позднее вырасти во взрослые коралловые колонии – подобно тому, как птицы разносят семена растений.

И наоборот, рыбы-попугаи едят коралл, и это хищничество снижает его изобилие и разнообразие. «Они могут полностью потреблять небольшие коралловые колонии, а шрамы от кормления, которые они оставляют на больших кораллах, могут быть источником физиологического стресса», говорит Макколи. «Коралловый скелет, который они размалывают и выделяют, падает обратно на вершины кораллов в качестве биоотложений, количество которых может составить до 50 тонн осадка в год от одной стаи рыб-попугаев. Отложение осадка в других контекстах, как известно, вносит свой вклад в удушение кораллов».

Результаты команды выделили разнообразные эффекты, оказываемые видами на экосистемы, добавив глубокую перспективу в понимание экологической роли исчезающих видов. Макколи отметил, что сохранение часто подразумевает молчаливое авансовое ожидание того, что находящийся под угрозой исчезновения вид должен быть полезен для окружающей среды.

«Эта точка зрения является экологическим заблуждением», добавил он. «Большинство видов делают с экосистемами то, что мы толкуем и как положительное, и как отрицательное. Вымирающие виды ничем не отличаются от своих более многочисленных собратьев». Макколи быстро добавляет, что эти результаты отнюдь не предполагают, что исчезающие виды, подобные шишколобым рыбам-попугаям, являются не заслуживающими защиты.

«Мы можем, по сути, укрепить целостность области природоохранной биологии, будучи жестко объективными по поводу наблюдений, которые совершаем в природе – даже если это иногда означает выяснение того, что редкие виды могут повредить экосистемам», добавил он. «Во всяком случае, лучшее понимание полного набора способов, которыми подверженные риску виды используют окружающую среду и влияют на нее, дает нам возможность более эффективно их защищать.

«История шишколобых рыб-попугаев аналогична интересному образу жизни африканского слона», продолжает Макколи. «Африканские слоны являются уязвимым и находящимся под угрозой видом, который может быть агентом обезлесения и сокращения регионального биоразнообразия. Эти эффекты особенно сильны в районах, где слоны были искусственно загнаны в скопления с высокой плотностью. Наука, описывающая изменение слонами экосистем, может помочь руководителям более эффективно подходить к сложной задаче обращения вспять серьезных снижений глобальной численности слонов, защищая местные экосистемы. Шишколобые рыбы-попугаи являются для коралловых рифов тем же, что слоны для африканских саванн».

Последние новости

Популярные новости