Опубликовано 29/07/2014, в 17 ч. 04 мин., 689 просмотров

Земля находится на раннем этапе очередного массового вымирания живых организмов

Фотография: Wikimedia Commons

Шестое массовое вымирание в истории Земли уже началось. Из-за того, что исчезнут некоторые животные и растения, серьезно пострадают и люди. Однако еще есть время этого не допустить, утверждают американские ученые.

В истории Земли имели место пять периодов массовых вымираний, когда скорость исчезновения видов была намного больше обычной. В их числе и произошедшее 65 млн лет назад вымирание динозавров, которое, впрочем, значительно уступает в масштабах массовому пермскому вымиранию: оно произошло примерно 252,2 млн лет назад — тогда исчезли почти 95% видов, населявших нашу планету.

Таким образом, за последние 65 млн лет не было ни малейшего намека на очередное массовое вымирание. И это несмотря на пресловутый антропогенный фактор, которому приписывали катастрофическое влияние на флору и фауну планеты.

Однако исследователи из Стэнфордского университета уверяют, что Земля в данный момент переживает один из ранних этапов очередного массового вымирания. Своими наблюдениями они поделились в обзоре, который опубликован в последнем выпуске научного журнала Science. Их публикация вызвала широкий резонанс и привлекла внимание многих научно-популярных порталов, например, LiveScience.

По словам ученых, сейчас планета переживает пик биоразнообразия за 3,5 млрд лет существования на ней жизни.

Однако тревожные сигналы начали поступать задолго до начала индустриальной революции: с 1500 года вымерли порядка 320 видов наземных позвоночных животных. А популяции оставшихся видов сократились на четверть. Более того, из ныне живущих позвоночных около 33% видов находится под угрозой исчезновения. Особенно опасна ситуация с представителями мегафауны — слонами, жирафами, бегемотами и другими крупными животными. Несмотря на то что крупных животных на планете обитает не так много, их исчезновение сопровождается катастрофическими последствиями. Так, в Кении на территориях, где раньше жили слоны, жирафы и зебры нашли приют грызуны. А это, в свою очередь, способствует неконтролируемому поеданию ими травы и кустарников.

Результатом этого является уплотнение почвы, а как следствие — снижение урожайности, а впоследствии и опустынивание обширных территорий. А ставшая огромной популяция грызунов переносит множество заболеваний. Поскольку хищники отсутствуют, контролировать численность грызунов и уничтожать больных особей некому.

Ученые не забыли и про беспозвоночных: за последние 35 лет их число сократилось на 45%. Особо опасной подобная тенденция представляется в свете того, что именно насекомые опыляют около 75% мировых продовольственных культур. Кроме того, насекомые играют важную роль в круговороте питательных веществ и разложении органики. Одни США тратят на борьбу с хищниками, уничтожающими таких насекомых, $4,5 млрд ежегодно, что помогает осознать масштаб проблемы.

«В глобальном смысле вымирание представляет собой потерю определенной экосистемы. Однако теперь вымирание определенных видов напрямую угрожает и людям. Пока есть время попытаться что-то изменить», — утверждает профессор Родольфо Дирзо, являющийся одним из авторов обзора.

Предыдущее исследование, посвященное шестому массовому вымиранию, было опубликовано в журнале Nature. Тогда ученые были уверены, что массовое вымирание пока не началось, но обязательно произойдет в ближайшие 2 тысячи лет. В качестве самого раннего срока исследователи называли 300 лет. Как бы то ни было, людям надо пытаться изменить сложившуюся ситуацию уже сейчас.

Источник Газета.Ru