Международные стандарты в настоящее время требуют дорогостоящей фумигации или термической обработки деревянных поддонов и ящиков, чтобы предотвратить случайный импорт новых вредных насекомых-древоточцев в доставляемых материалах.
Профилактика стоит того, если учесть совокупный вред от расширяющихся инвазий, сообщают ученые в журнале Экологического общества Америки «Границы в экологии и охране окружающей среды». Их статья, иллюстрированная на обложке июньского выпуска 2014 года является первой оценкой рисков чистых преимуществ нынешней международной фитосанитарной политики – пишет sciencedaily.com.
Ясеневая изумрудная узкотелая златка уже обосновалась на большей части Мичигана и в районах Иллинойса, Индианы, Огайо, Пенсильвании и Онтарио в Канаде. Некоторые критики утверждают, что инвестиции в борьбу с вредителями не оправданы, потому что профилактика может лишь отсрочить вторжение, и, в отличие от ясеневой златки, многие завезенные виды не приносят значительных убытков. Но существует экономически чистая выгода от предотвращения или задержки переселения ясеневой златки к тем частям США, где ее пока нет.
«Даже когда эти факторы рассмотрены и учтены наряду с наилучшими имеющимися научными данными в наших моделях, имеется ожидаемый чистый экономический выигрыш от предотвращения или задержки внедрения новых вредителей, некоторые из которых могут быть так же плохи, как ясеневая изумрудная узкотелая златка, или еще хуже», говорит ведущий автор Брайан Леунг, эколог в Университете Макгилла в Монреале, Канада. «Профилактика снижает риск событий с низкой вероятностью, но очень разрушительных, как и страховой полис или смягчение последствий стихийных бедствий».
Мировая торговля непреднамеренно перемещает биологические виды по всему миру в упаковочных материалах, балластных водах и на живых саженцах. Большинство из этих случайных иммигрантов безвредны, но небольшое количество, оказавшееся проблематичным, может повлечь несоизмеримые расходы. Ясеневая златка, уроженец Юго-Восточной Азии и Восточной России, не встретила хищников в Северной Америке и быстро распространилась, убивая миллионы ясеней с момента ее обнаружения около Детройта, штат Мичиган.
Личинки ясеневой златки питаются клетками питательной и водно-транспортировочной систем дерева. В конце концов, вода и питательные вещества больше не поступают к кончикам ветвей, и дерево погибает.
Для своего анализа рисков Леунг и его коллеги провели исследование «Эффективность Международного фитосанитарного стандарта МСФМ № 15 в сокращении поражения древоточцами древесных упаковочных материалов, поступающих в Соединенные Штаты», опубликованное на прошлой неделе в журнале PLoS ONE соавтором Робертом Хаака, который обнаружил, что реализация стандартов ISPM15 снизило инвазию древоточцев почти на 52%.
«Здесь мы говорим только об экономических затратах. Эти анализы не включали нерыночного или экологического значения деревьев, так что выгоды еще больше, чем наши расчеты», говорит Ленг.
Хотя профилактика не является на 100% эффективной и стоимость ее высока, Леунг и его коллеги считают, что экономические выгоды от замедления введения насекомых-вредителей будут накапливать чистую выгоду в размере $ 11,7 млрд., с учетом льгот минус расходы до 2050 года. Они предсказывают ежегодные выгоды, превышающие затраты, к 2016 году, и кумулятивные чистые выгоды, обеспечивающие пребывание в плюсе, к 2024.
Стандарт ISPM15, реализующийся в Соединенных Штатах, начиная с 2005-6 годов, требует, чтобы все древесные упаковочные материалы толщиной более 6 миллиметров, поставляющиеся из 70 подписавших его стран, были выгружены и затем нагреты или подвергнуты фумигации с помощью бромистого метила. Специальный штамп на обработанных поддонах и ящиках отмечает соответствие. Такая обработка стоит около $ 1,50 на каждый поддон, составляя, по оценкам, 437 млн. долл. США в предварительных затратах (в пересчете на курс доллара 2004 года). Однако обработанные поддоны могут быть переработаны, и имеют среднюю продолжительность жизни в шесть лет.
Экономисты часто фокусируются на стоимости заражения для лесной промышленности . Но расходы по демонтажу и замене мертвых деревьев в основном приходятся на домовладельцев и местные органы власти.
«Люди, которые испытывают основные убытки от инвазивных вредителей, как правило, совсем не те, которые больше всего выигрывают от импорта», говорит Ленг. «Связанные с инвазивными вредителями затраты распределены крайне неравномерно».
Ясени (Fraxinus SPP) окружают городские улицы и заполняют сельскохозяйственные лесозащитные полосы в большей части Северной Америки – 38 миллионов пейзажных деревьев в 25 штатах, окружающих Детройт, по оценке Лесной службы США. Виды ясеня являются важными составляющими естественных лесных экосистем, особенно в лиственных лесах востока, а древесина ясеня популярна для изготовления луков, бейсбольных бита, дров и корпусов электрических гитар.
«Иногда у вас нет выбора по управлению вредителями, как только они появятся. Вы не можете позволить мертвому дереву упасть на чей-то дом», говорит Ленг. «Таким образом, даже при том, что профилактическая обработка является дорогостоящей и не защищает от 100% древоточцев, когда вы включаете все данные – эта профилактическая политика по-прежнему стоит того. ISPM15, вероятно, мог бы быть и более эффективным, но мы не должны недооценивать преимущества даже просто задержания прихода новых вредителей, которое может предотвратить расходы на новую ясеневую златку для целого поколения».