Бактерии, обнаруживаемые в плаценте, — не случайность, а характерная черта эмбрионального развития. Правда, как именно они туда попадают и что они там делают, исследователям ещё предстоит выяснить.
Когда мы говорим про симбиотическую микрофлору, то в первую очередь вспоминаются желудочно-кишечные бактерии, затем — бактерии полости рта. Есть ещё микрофлора на коже и вагинальная микрофлора, опять же из самых известных. Но никто не ожидал, что свои «домашние» бактерии окажутся у плаценты, которая, как считалось до сих пор, должна быть абсолютно стерильным органом.
Плацента образуется во время эмбрионального развития у большинства млекопитающих и некоторых других животных — она обеспечивает перенос кислорода и питательных веществ из крови матери в кровь зародыша, в обратную же сторону через неё из зародыша уходит метаболический мусор. Кроме того, плацента необходима для правильного развития иммунной системы эмбриона и для защиты зародыша от атаки материнского иммунитета, который вполне может расценить эмбрион как чужеродный объект. Казалось бы, бактерии могут тут лишь помешать. Их в плаценте, на самом деле, время от времени находили, но всякий раз считали это какими-то случайными следами вагинальной микрофлоры.
Затем, однако, выяснилось, что дети рождаются на свет с кишечной микрофлорой, и тут же возник вопрос, откуда эта микрофлора могла у них взяться. С вагинальными бактериями она не имела ничего общего, и тогда стали искать другой источник, откуда бактерии могли бы прийти в пищеварительную систему плода.
Как легко понять, микробы пришли из плаценты. Обнаружили это Хьерсти Огорд (Kjersti Aagaard) и её коллеги из Университета Бэйлора, которые проанализировали 320 образцов человеческой плаценты на предмет микробного состава. Читая бактериальную ДНК из этих образцов, исследователи определяли, что за бактерии там могут быть, какую долю от общей микрофлоры они занимают и какие гены в себе несут. В результате удалось обнаружить представителей пяти больших отделов, большинство видов которых были полезными симбионтами (в частности, некоторые бактерии из плаценты играют большую роль в метаболизме витаминов). Также удалось найти много кишечной палочки Escherichia coli, тех её штаммов, которые не вызывают никаких болезней и которые обычно доминируют в желудочно-кишечном тракте.
Но на что была похожа плацентарная микрофлора в целом? Тут крылся самый большой сюрприз: эти бактерии в сумме не были похожи ни на вагинальную, ни на кожную, ни на кишечную микрофлору — пропорция бактериальных видов в плаценте соответствовала микрофлоре рта. Авторы работы полагают, что бактерии рта могли попасть сюда через небольшие ранки в слизистой ротовой полости. Беременная женщина может, к примеру, прикусить щёку или слишком усердно чистить зубы, давая бактериям шанс проникнуть в кровь и добраться до плаценты. Косвенно в пользу такого объяснения говорит статистика, утверждающая, что у женщин с болезнями дёсен чаще случаются преждевременные роды. Кроме того, сами исследователи установили, что микрофлора плаценты у тех, кто родил до 37-й недели, заметно отличается от плацентарной микрофлоры тех, кто родил в срок. (Впрочем, другие исследователи полагают, что бактерии могут переходить в плаценту из матки, и что микрофлора матки может быть просто похожа на микрофлору рта.) Результаты исследований опубликованы в Science Translational Medicine.
Если предположения авторов работы верны, то беременным, получается, нужно особенно внимательно следить за здоровьем зубов и полости рта — это может иметь самое непосредственное отношение к тому, как будет протекать беременность и как будут обстоять дела со здоровьем у новорождённого. То, что ротовая микрофлора способна порой очень плохо влиять на другие органы, нам уже известно: некоторые формы перикардита, или воспаления сердечной сумки, возникают из-за бактерий, пришедших в сердце изо рта, а не так давно исследователи из Калифорнийского университета в Сан-Франциско пришли к выводу, что болезни ротовой полости могут влиять ещё и на состояние почек.
Впрочем, у плацентарной микрофлоры могут быть и полезные функции. Та же кишечная микрофлора не только помогает нам поддерживать в здоровом состоянии обмен веществ, но и эффективно сотрудничает с нашим иммунитетом. Например, в прошлом году исследователи из Медицинской школы Гарварда сообщили, что кишечные бактерии в каком-то смысле учат иммунитет создавать новые антитела: микрофлора стимулирует молекулярные процессы монтажа генов иммуноглобулинов, вследствие чего и достигается огромное разнообразие антител. В конце концов, не будем забывать, что среди бактерий плаценты оказалось много полезных видов. Да и кишечная микрофлора у новорождённого должна как-то образоваться — и не зависит ли этот процесс как раз от плацентарных бактерий?
В общем, пока что исследователи могут точно сказать, что микрофлора в плаценте есть, и что это обычная черта плаценты, а вовсе не случайность. Что же до того, как именно бактерии попадают туда и что именно они там делают, то над этими вопросами предстоит ещё поработать.