Семьдесят тысяч оленей потеряли ямальские оленеводы за эту зиму. Эти цифры пока не окончательные, есть все основания предполагать, что погибло не меньше ста тысяч животных. До сих пор ведется подсчет потерь в частном секторе.
Больше других от падежа пострадали оленеводы Ямальского и Приуральского районов. Капризов зимы не снес в основном молодняк – телята до года. Сейчас правительством готовится программа по дальнейшей компенсации пострадавшим. На восстановление поголовья потребуется не меньше 10-15 лет, при условии, что за это время подобная ситуация не повторится. Ну, а точные цифры потерь Агропром надеется уточнить к середине лета. Кстати, от того, каким оно будет, тоже многое зависит.
«Сейчас идет отел, надеемся, что лето будет не жаркое. Олени слабые, подвержены заболеваниям и тяжелее перенесут гнус», — говорит директор департамента АПК ЯНАО Вячеслав Кучеренко.
То, что основная причина гибели оленей – истощение, подтвердил сегодня и главный ветеринар Ямала. С февраля по май ветслужба брала пробы на исключение или подтверждение инфекции, и ни одно заразное заболевание не подтвердилось. Сейчас главная забота — утилизация трупов животных. Это работа требует колоссальных затрат, в том числе финансовых. Сжигание одного погибшего оленя обходится в 5 тысяч рублей, то есть, чтобы избавиться от всех – нужно примерно 300 миллионов. Обязанность по утилизации лежит на владельце, но в тундре скопилось очень много бесхозных останков оленей. Их уничтожением займутся муниципалитеты.
"Вообще на местах проблему решают по-разному. Например, в Байдарацком, применяют технологию — собирают падежи и используют в качестве кормов для пушных зверей. Это допускается, тем более, что мы инфекционное начало исключили», — отметил руководитель службы ветеринарии ЯНАО Андрей Листишенко.