Начало > Эко новости > Ученые выяснили, что у людей и кальмаров глаза устроены одинаково

Ученые выяснили, что у людей и кальмаров глаза устроены одинаково

11/05/2014 11:52 / 👁 1692 / Источник Росбалт / Поделиться:
Глаза и крылья – одни из величайших изобретений эволюций. Биологи давно заметили, что зачастую у представителей различных классов животных эти черты развивались параллельно и практически одинаково. В качестве примера можно привести птиц и летучих мышей, у которых структура крыльев очень схожа, хотя они и относятся к различным классам.Менее известно сходство глаз людей и кальмаров. У людей и кальмаров глаза устроены одинаково У людей и кальмаров глаза устроены одинаково

Менее известно сходство глаз людей и кальмаров. Недавно ученые сообщили об открытии одинакового сплайсинга (процесса вырезания нуклеотидных последовательностей из молекул РНК и соединения последовательностей, сохраняющихся в "зрелой" молекуле) РНК из гена, ответственного за сходство глаз кальмаров и людей.

Как и другие органы, глаза – продукт работы множества генов. Большинство из них несут в себе информацию о конструкции той или иной части органа зрения. Один ген может быть ответственен за светочувствительный пигмент, другой – за роговую оболочку.

Существуют также гены, содержащие в себе информацию, где и когда следует создать ту или иную часть органа и каким образом собрать их вместе. Такие гены-инженеры принято называть "центрами управления". Важнейший из таких центров управления для построения глаза – ген PAX6, который присутствует у всех животных, имеющих зрение.

В своей новой работе Ацуси Огура и его коллеги из института бионауки и технологии Нагахама обнаружили, что сплайсинг молекул РНК из гена PAX6 используется при создании камерных глаз головоногих: кальмаров, каракатиц, осьминогов.

Удивительно, что точно такими же камерными глазами обладают и позвоночные; при этом развитие органов зрения у головоногих происходило совершенно независимо от млекопитающих. Последний общий предок головоногих и позвоночных обитал на Земле более 500 миллионов лет назад, передает портал Naked Science.

Сплайсинг РНК из гена PAX6 является интересной демонстрацией работы эволюционных биосистем, которая зачастую приводит к практически одинаковым решениям у удаленных друг от друга видов.