Лесные пожары – главное проклятие теплого времени года. На борьбу с ними бросаются все силы – от тяжелой техники до местных жителей и добровольцев. 22 апреля пожар возник в Читинском районе, на территории Бургенского участкового лесничества. По предварительным данным, пламя перекинулось с территории военного лесхоза. Работники моментально бросились на борьбу со стихией, но огонь слишком быстро распространялся, и уже спустя два часа, подгоняемый порывистым ветром, прошел три километра.
"Когда верховой огонь идет, внизу жар большой, — поясняет Владимир Власов, начальник Верхне-Читинского филиала Забайкальского лесохозяйственного объединения. — Из-за этого возникает опасность для людей. Сгореть можно! Он же поверху, у него скорость около 70 километров в час бывает!"
200 гектаров горящего леса тушили всеми силами. В борьбе с огнем участвовали и работники лесохранилища, и военные. Тушение длилось двое суток, огонь удалось локализовать, но спасти большую часть леса уже не удастся. Пламя выжгло просеку порядка двух с половиной километров в длину и 800 метров в ширину.
Поврежденными оказались и корни молодых деревьев, а это значит, что жить им осталось не больше месяца. Главный враг леса – сухая погода и сильный ветер. Главный союзник в противостоянии огню – оперативность обнаружения. В Забайкальском крае мониторинг производится с воздуха.
Отслеживанием занимается экипаж "Терминатора" — специализированного военного штурмового вертолета класса Ми. Его в помощь МЧС и гослесслужбе отрядили военные. "Сейчас у нас вводится постоянное дежурство, будем искать пожары, будем мониторить ситуацию, — говорит командир звена вертолетов Андрей Косоногов. — По мере обнаружения возгораний будем тушить. Машина универсальная, много для каких ситуаций предназначена".
По данным МЧС, в этом году треть лесных пожаров возникает в зоне воздушной доступности. Говоря простым языком – в местах, куда можно добраться только вертолетом. За раз вертолет может набрать порядка пяти тонн воды. Загрузка происходит довольно оперативно, в итоге борьба с огнем выходит на качественно другой уровень. "Этот метод тушения удобен тем, что вода подается на пути распространения пожара", — поясняет Виктор Недорезов – заместитель начальника ГУ МЧС России по Забайкальскому краю. В первую очередь на месте пожара оказываются сами погорельцы. И именно в их руках находится судьба поселка, к которому приближается огонь.
Обитатели Ононского района каждую весну живут буквально как на пороховой бочке: степь может вспыхнуть в любой момент. За первые десять дней апреля в Даурском заповеднике было потушено девять пожаров. Важную, если не одну из решающих ролей в борьбе с огнем играют местные жители. "На степных пожарах, как правило, больше нет никого, — говорит Вадим Кирилюк, и.о. директора Заповедника "Даурский". — Раньше забайкальская противопожарная служба приезжала, сейчас – один такой отряд в селе Чиндант остался, они не приезжают".
Сейчас на вооружение местным обитателям выданы специальные воздуходувки – устройства, предназначенные для тушения пожара и отгона огня. Весит такой рюкзак при полной загрузке около 30 килограммов. "Я видела, как они действуют на пожаре, — рассказывает глава сельского поселения Галина Иринчинова. — У нас есть еще мотопомпа, которая установлена на технике СПК, и также помогает при тушении пожаров".
Ежегодно в России фиксируется от 10, до 35 тысяч лесных пожаров. Выгорает от полумиллиона до двух с половиной миллионов гектаров. Наносится вред экологии, экономии, гибнут люди и животные, леса и целые поселки. Ежегодный ущерб исчисляется сотнями миллионов долларов.