Недалеко от мест, запечатленных в знаменитых пейзажах Айвазовского, там, где горы сливаются с морем, расположен крупнейший и старейший в Крыму заповедник — Карадагский. Сейчас он готовится к переменам. Правда, пока непонятно, к каким.
Крымские научные учреждения переживают за свое будущее. Власти республики своим постановлением отдают заповедники в ведомства лестного хозяйства. "У Академии наук и системы лесного хозяйства разные задачи, — говорит Алла Морозова, кандидат биологических наук, директор Карадагского природного заповедника. — Нам надо как можно быстрее определиться".
Здесь исторически не занимались охотой, не высаживали искусственный лес — лишь проводили научные исследования в условиях живой природы. Природа эта уникальна по своим биологическим показателям: заповедник расположен в границах горных хребтов. Именно сочетание суши и моря, гор и равнин, лесов и степей повлияло на разнообразие местных видов растений и животных. Их больше двухсот. Сам заповедник состоит из руин древнего потухшего вулкана, рассказала ученый секретарь Карадагского природного заповедника Наталья Костенко. Показав журналистам начало берегового хребта группы Карадаг, она отметила, что все это раньше было частью научных полей Академии наук СССР.
Сейчас ученые хотят войти в состав Российской академии наук, вернуться к своей исторической альма-матер. Ведь основатель заповедника, ученый Терентий Вяземский — россиянин. Он еще в 1914 году сделал в этих местах первую биологическую станцию. Строительство началось с маленького домика и участка стоимостью в 120 рублей.
Вяземский оставил после себя уникальную библиотеку: в ней собраны диссертации великих людей. "Есть диссертация Менделеева, — рассказывает Валентина Лапченко, заведующая научной библиотекой заповедника. – Как раз та, всем известная, посвященная производству водки".
В этой же библиотеке есть атласы с картами Крыма, книги по истории России. Но главный раздел – ботаника: первые учебники и журналы, где в качестве иллюстраций — выполненные рукой гравюры. Рисунки выдержали уже больше двух веков. И ни один современный атлас не может сравниться по точности и детальности прорисовки со старинным.
Что будет с библиотекой, корпусами уникального заповедника – это вопрос. Оснащение лабораторий при украинской власти оставляло желть лучшего. Уникальные опыты по исследованию поведения и биогеографии морских водорослей проводят до сих пор с помощью научного наследства Советского союза. Используются старые мензурки, пробирки и микроскопы. При возвращении в Россию сотрудники надеются на возрождение науки и дополнительные финансирование.
Заповедник не изменился за сто лет. Ученые выстояли против застройки земли элитными коттеджами. Вместо этого на территории проводят экологические экскурсии. Теперь существование всего этого оказалось под вопросом. В случае перехода заповедника лесничеству наука отсюда уйдет. Карадагский заповедник стал огромной научной школой для многих выдающихся геологов и биологов России и Украины. Его еще называют сердцем Крыма.
Судьба этого сердца теперь находится в руках властей. Научный сезон-2014 все еще не открыт: ученые не получили разъяснительных документов. А значит, открыть Карадаг для туристов и ценителей науки пока невозможно.