Начало > Эко новости > Метановые выделения архей были причиной Пермского вымирания

Метановые выделения архей были причиной Пермского вымирания

01/04/2014 13:05 / 👁 1297 / Источник РИА Новости / Поделиться:
Пермское вымирание, в результате которого исчезло свыше 90% всех видов древних животных примерно 252 миллиона лет назад, могло быть вызвано резким ростом числа метаногенных микробов в мировом океане, заявляют ученые в статье в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences. Динозавры. Фото: http://winzoro.net Динозавры. Фото: http://winzoro.net

"Раньше мы считали, что это вымирание было вызвано вулканической активностью, однако это не соответствовало геологическим данным. Так, извержение вулкана приводит к резкому выбросу большого объема СО2 и постепенному снижению его доли в атмосфере. Геологические данные показывают, что все происходило наоборот — доля СО2 быстро росла, а не уменьшалась. Это говорит в пользу роста числа метаногенных микробов", — заявил Грегори Фурнье из Массачусетского технологического института (США).

Фурнье и его коллеги пришли к такому выводу, изучая геном микробов-архей из рода Methanosarcina, известных "универсальностью" в вопросе выбора пищи и способностью производить большие объемы метана. Когда авторы статьи попытались восстановить эволюционную историю этого микроба по мелким мутациям в его геноме, они заметили, что эти археи пережили резкий всплеск эволюции примерно в то же время, когда произошло Пермское вымирание.

В это время, как выяснили ученые, Methanosarcina научились "переваривать" органические останки и превращать их в метан, обменявшись генами с одним из других океанических микробов. Этот обмен открыл гигантскую пищевую базу для этих архей, которые смогли воспользоваться ей и многократно увеличить свою численность.

Как отмечают Фурнье и его коллеги, в этом им помогли и вулканы — их выбросы принесли с собой в воду мирового океана большое число атомов никеля, которые жизненно необходимы археям для сборки молекул некоторых ферментов. Оба этих факта свидетельствуют в пользу того, что резкий рост числа Methanosarcina в водах морей и доли метана в атмосфере послужили главной причиной вымирания почти всех морских организмов и большей части сухопутных животных.