Арест догхантера за многочисленные убийства собак – скорее исключение, чем правило, выяснили «НИ». В большинстве случаев и чиновники, и полиция закрывают глаза на деятельность людей, занятых уничтожением бездомных животных. Власти неофициально признают, что другого способа регулировать численность бродячих собак в большинстве российских городов не существует. Законодательство требует помещать собак в приюты, лечить, стерилизовать и раздавать новым хозяевам. Однако средств на эти приюты во многих регионах не выделяют, а бродячие собаки только за последний месяц загрызли насмерть уже нескольких детей.
Стаи бродячих собак стали постоянным источником страха для жителей подмосковного Воскресенска. По словам местных жителей, животных за последние годы стало значительно больше. В декабре прошлого года жительница Воскресенска Лилия написала в местную администрацию письмо, рассказав о стаях собак на улицах города. Полученный ответ, по словам девушки, навел ее на мысль, что власти проблему бродячих собак решать не хотят и не будут. «На сектор благоустройства отдела городского хозяйства возложены обязанности по ведению регистрации заявлений от граждан», – говорится в ответе, а далее поясняется, что «обращения отправляются в министерство ЖКХ Московской области для исполнения». Г-жа Федорова признается «НИ», что смысл ответа ей понятен не до конца: «Они копят эти жалобы и ждут, пока что-то случится?»
Количеств инцидентов с участием бродячих собак растет во многих регионах. В Хабаровском крае, по данным ГУ МВД по региону, бездомные животные ежемесячно кусают около 200 человек – вдвое больше, чем еще несколько лет назад. В Воронежской области, по данным регионального управления Роспотребнадзора, количество нападений бездомных собак на людей выросло в 5,5 раза по сравнению с 2012 годом. А начальник отдела эпидемиологического надзора управления Роспотребнадзора по Нижегородской области Ирина Окунь отмечает особенную агрессивность бездомных собак, до 40% из которых нападают на людей. А в Якутии за последний месяц бездомные собаки загрызли насмерть двоих детей – мальчика в Нерюнгри и девочку в Тикси.
В Москве на сегодняшний день насчитывается около 30 тыс. бродячих собак, рассказал «НИ» замдиректора по научным вопросам Института проблем экологии и эволюции имени Северцева Алексей Суров. По его словам, в столице численность животных стабильна и не меняется уже много лет. Однако урон от этих собак растет. Главный редактор Красной книги Москвы Борис Самойлов пояснил «НИ», что бродячие собаки интенсивно уничтожают животных в лесопарковой зоне Москвы. Из-за бездомных псов в «Лосинном Острове», Битцевском парке и Серебряном Бору резко упала численность ежей, норок, горностаев и барсуков. Также собаки нередко загрызают даже лосей.
Отлавливать бродячих собак, согласно принятым в 2004 году поправкам в закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», допустимо только при угрозе эпидемии бешенства. При этом пойманных собак запрещено убивать и необходимо вакцинировать и помещать в приюты. Тогда же отлов безнадзорных животных исключили из Перечня обязательных услуг населению, оказываемых местными органами власти. Правда, регионам оставили право принимать свои законы по регулированию численности бездомных животных. Сейчас на рассмотрении Госдумы находится проект закона «Об ответственном обращении с животными», который в том числе допускает отстрел бродячих собак в населенных пунктах. Однако за три года законопроект прошел только первое чтение.
Сейчас отстрел бродячих собак разрешен только в нескольких регионах. Например, в столице Алтайского края Барнауле в минувшем году на это потратили около 1 млн. рублей. Как следует из объявления о тендере, предполагалось уничтожить 627 собак, а стоимость отлова и уничтожения одного животного установили в 1,6 тыс. рублей. Представитель барнаульской зоозащитной организации Софья Куликова рассказала «НИ», что местные жители нередко вынуждены доплачивать, если хотят избавиться от стаи, обосновавшейся возле их жилищ. Аналогичный способ практикуется в Карачаево-Черкесии.
Подобные контракты в российской практике – редкость, говорит «НИ» руководитель Центра правовой зоозащиты Светлана Ильинская. По ее словам, обычно после жалоб местных жителей собак отлавливают, держат в приюте несколько дней, а затем отпускают, причем по документам собаки продолжают находиться в приюте. Г-жа Ильинская утверждает, что держать всех пойманных собак в приютах нет возможности, а закон, который это предписывает, – невыполнимый в условиях сегодняшнего финансирования.
С этим соглашается мэр Якутска Айсен Николаев, который после недавних трагедий в регионе выступил за отстрел бродячих собак. «Сегодня в Якутске около 10 тысяч собак, и один городской питомник не является решением проблемы», – пояснил г-н Николаев. По его словам, в питомнике содержатся только животные, имеющие признаки домашних, а остальных после отлова вынуждены отпускать. Вице-губернатор Приморского края Сергей Сидоренко также на днях выступил за то, чтобы невостребованных после отлова животных усыпляли. Заявления Николаева и Сидоренко уже вызвали шквал критики у местных зоозащитников.
Представители зоозащитных организаций уверены, что решать проблему бездомных животных можно и более гуманным способом, чем убийство. Зоозащитница из Краснодара Ирина Кириченко в беседе с «НИ» призывает бороться с причиной появления бродячих животных: «Нужно наказывать людей, которые выбрасывают животных на улицу. У нас масса звонков о котятах и щенках на мусорках, новорожденных кидают даже». Г-жа Кириченко также предлагает всеобщую стерилизацию и чипирование бродячих собак. Похожее мнение высказала «НИ» президент фонда защиты животных «Вита» Ирина Новожилова: «Проблема бродячих собак и кошек существует только в тех странах, где государство не берет под контроль разведение домашних животных». Г-жа Новожилова отмечает то, что в нашей стране существует непрерывный поток котят и щенков, ежедневно появляющихся на свет и в итоге оказывающихся на улице.
Строительство приютов для собак и стерилизация бездомных животных очень скоро превратились в коррупционный способ обогащения, отмечает в беседе с «НИ» вице-президент «Центра правовой зоозащиты» Александр Кулагин. По его словам, проблематично проконтролировать, была ли стерилизована собака, так как ее потом отпускают на волю, а при пожизненном содержании животных в приютах сложно отследить численность собак и реальное наполнение приютов.
Между тем все бездомные собаки могут проявлять агрессию и к домашним животным, и к человеку, говорит «НИ» кинолог и исследователь социального поведения и рассудочной деятельности псовых Елена Мычко: «Среди безнадзорных собак полностью миролюбивых особей быть не может. Причины агрессии могут быть разные: собака защищает пищу, потомство, территорию». Кинолог пояснила, что гораздо опаснее, когда собака начинает считать своей территорией место, где бывает много людей, например, парк или двор дома. Также особую угрозу представляют собаки, прикормленные сторожами на стройках или автостоянках. Эти собаки могут напасть как на приходящих на эту территорию, так и на идущих мимо людей, так как не всегда адекватно воспринимают границы охраняемой зоны.
Несогласованность и недостаточность усилий властей и зоозащитников по решению проблемы бездомных собак приводит к тому, что во многих городах только догхантеры оказываются в состоянии регулировать численность бродячих животных. Члены сообщества догхантеров сами называют себя «чистильщиками» и «социальным протестом против бездействия властей». Как пояснил «НИ» догхантер Геннадий Осовицкий, он и его соратники уничтожают только отдельных агрессивных бездомных животных, либо отстреливая их, либо скармливая отраву непосредственно из рук в пасть: «В парках отраву мы не разбрасываем. Такое бывает, но это может делать кто угодно: бабушка, которую раздражают собаки, отец девочки, которую покусала стая». Г-н Осовицкий рассказывает, что стал уничтожать собак после того, как его дочь чуть не загрыз огромный пес. Собаку так и не нашли, а ребенок едва не остался инвалидом.
Схожим образом действуют догхантеры в Якутске. Когда же они раскидывают отраву на определенной площади, рядом развешивают объявление о том, что территория обработана, чтобы домашних собак туда не заводили.
Уничтожение бродячих собак позволяет отрегулировать численность бездомных животных лишь на короткое время. Алексей Суров из Института проблем экологии и эволюции имени Северцева приводит в пример ситуацию в Сочи, где перед Олимпиадой отстреляли несколько тысяч бездомных собак, но численность животных уже почти восстановилась: «Собачья плодовитость не бесконтрольна – щенков ровно столько, сколько смогут прокормиться. И чем больше собак убивают, тем больше они плодятся – таковы биологические законы. То же самое касается собак, изъятых из среды и помещенных в приюты».
Росту численности бродячих животных способствуют и те, кто бездомных собак подкармливает. Заместитель заведующего лабораторией поведения животных НИЦ нейрохимии Мария Мальцева говорит «НИ», что самка в условиях постоянной нехватки еды рожает один помет в год, а сытая может родить даже четыре. При этом в обычной среде бездомная собака обычно живет не более трех лет, погибая естественной смертью.
Взятие бездомной собаки из приюта также не всегда позволяет решить проблему. Большинство кинологов сходятся во мнении, что животные, которые уже не в первом поколении живут на улице, никогда не смогут жить в городской квартире. «Такие собаки, по сути, являются помойными волками, а не домашней собакой», – рассказал «НИ» представитель «Центра правовой зоозащиты» Александр Кулагин. По его словам, именно поэтому собак из приюта берут не так часто, как хотелось бы.
В ГЕРМАНИИ БЕСКОНТРОЛЬНОЕ РАЗВЕДЕНИЕ СОБАК НАКАЗУЕМО
Если кому-то из немцев придет в голову выбросить собаку на улицу (что случается крайне редко), то об этом «чудовищном варварстве» расскажут СМИ, полиция проведет расследование и нарушителя оштрафуют на 25 тыс. евро. Согласно законодательству, если по каким-то причинам хозяин должен расстаться с собакой, он обязан отдать ее в приют. Чаще всего причина расставания хозяина с собакой связана с переездом владельца в другую квартиру, где по условиям договора иметь домашних животных запрещено. На постоянно прописываются в приютах, как правило, только совсем старые и не очень здоровые собаки и кошки. Остальных достаточно быстро забирают новые хозяева – ведь в местных газетах постоянно публикуют фото четвероногих обитателей казенного общежития, которые ждут своих хозяев. К тому же по выходным целые семьи с детишками ходят в приюты для животных, как в зоопарк, с той лишь разницей, что понравившееся животное можно забрать в свой дом.
Для того чтобы количество собак не превышало спрос со стороны населения, государство регулирует численность каждой породы, вводя квоты для профессиональных заводчиков, а бесконтрольно разводить собак запрещено законом. Каждой собаке присваивается регистрационный номер, который либо выгравирован на ошейнике, либо в виде татуировки значится на внутренней стороне уха. По желанию хозяина в шею животного с помощью укола вводится микрочип, а во всех приютах для животных и ветеринарных клиниках установлены приборы, считывающие и расшифровывающие информацию с микрочипов. К тому же в Германии существует единая база потерянных животных. Но пропаганда (в хорошем смысле этого слова) ориентирует людей на приобретение беспородных собак и кошек из приютов. По бытующему в обществе убеждению, эти животные являются «добрыми и социальными», которые, пройдя трудное время жизни без семьи и хозяина, умеют быть благодарными.
Адель КАЛИНИЧЕНКО, Мюнхен
АМЕРИКАНСКИЕ СОБАКИ ГУЛЯЮТ С ПАСПОРТОМ НА ОШЕЙНИКЕ
В США убийство бездомных собак запрещено законом с 1986 года. Кроме того, в стране действуют специальные службы, занятые поиском потерянных собак, а по всей стране развернута сеть приютов для бездомных животных – количество этих приютов превысило пять тысяч. Существуют приюты как за счет государства, так и за счет частных пожертвований. Ежегодно благодаря приютам десятки тысяч собак находят новых хозяев. Чтобы облегчить поиск потерявшихся собак, к их ошейникам хозяева прикрепляют магнитные браслеты с информацией о собаке.
Борис ВИНОКУР, Чикаго