Отходы производства и потребления – как спасти от них человечество? Вопрос стар почти, как мир, но это не умаляет его актуальности. Напротив, с каждым днем он становится все более животрепещущим.
Открытую лекцию на эту тему прочитал в Московском государственном горном университете (МГГУ) член-корреспондент РАН Л. Вайсберг. «Человека от отходов надо спасать, – считает лектор. – Человечество долгие годы накапливало отходы, то есть фактически минировало дорогу, по которой ему еще предстоит пройти».
Правильный сбор и транспортировка, вторичное использование, обезвреживание и правильное захоронение – вот что мы должны делать с отходами, чтобы обезопасить свое настоящее и будущее.
В России тему борьбы с отходами стали поднимать шесть лет назад. На заседании Совета безопасности России тогдашний вице-премьер Д.Медведев привел данные о количестве отходов, покрывающих территорию России – 80 млрд. т. Прирост составляет примерно по 1 млрд. т в год. Причем горняки и металлурги вносят в это количество солидную лепту – от 50 до 70%. В числе их «продуктов» – угольные терриконы; мазут, полученный в результате добычи, переработки и транспортировки углеводородов; буровые растворы и технологические смеси.
Один из самых характерных примеров загрязнения природной среды в результате добычи и переработки минерального сырья – хвостохранилища – гидротехнические сооружения, куда отправляются отходы обогащения полезных ископаемых («хвосты»). В Хабаровском крае когда-то функционировал Солнечный ГОК – передовое предприятие по добыче олова и цветных металлов. Однако сегодня оно брошено, из обогатительной фабрики растащили не только оборудование, но и оконные рамы. Зато осталось хвостохранилище ГОКа, содержащее токсичные отходы, в том числе цианиды. Оно высохло и превратилось в гору пыли, которая при малейшем дуновении ветра (а там довольно сложная роза ветров) засыпает ближайший поселок. В результате его жители имеют очень высокий процент онкологических заболеваний. Владельцы предприятия должны были ежегодно откладывать часть прибыли на будущую рекультивацию, но этого не делалось. И таких невеселых примеров по всей стране много.
Вообще хвостохранилище, образно выражаясь, это тарелка для супа. Когда производственники хотят, чтобы в этой тарелке поместилось как можно больше супа, приходится наращивать ее бортики. Они называются дамбами, которые могут быть прорваны. Л. Вайсберг вспомнил трагедию на Сорском комбинате в Хакасии, когда пульпа прорвала дамбу и хлынула на поселок, находившийся ниже хвостохранилища.
Есть, правда, и положительные примеры переработки производственных отходов. Например, то, что сделано на Ковдорском ГОКе. Ковдорцы совместно с Горным институтом Кольского научного центра РАН исследовали свои отвалы. Был подготовлен проект переработки песков из отвалов при помощи мокрой магнитной сепарации. Этот проект успешно реализуется, и теперь Ковдорский ГОК озаботился судьбой своих маложелезистых апатитовых руд. Пока их укладывают в специальные охранные отвалы, но сегодня ищут технологию производства из них железорудных апатитовых концентратов.
Этот опыт оказался полезным, и сегодня по стопам Ковдорского ГОКа идут ОАО «Апатит», «Ковдорслюда», ГМК «Печенганикель».
По окончании лекции и.о. ректора МГГУ В.Петров отметил, что проблемы, поднятые профессором Вайсбергом, очень актуальны, и не обращать на них внимания нельзя, в том числе и при подготовке специалистов в вузах. Поэтому при разработке нового стандарта подготовки горного инженера на федеральном уровне предусмотрена отдельная специализация «Горнопромышленная экология». В задачу такого специалиста входит, в том числе, и борьба с производственными отходами.
Летом и осенью член-корр. РАН Л. Вайсберг прочитает еще две лекции на темы «Вибрационные технологии в горном деле и обогащении» и «Горное дело и горная наука как локомотив развития человеческой цивилизации».