Иоганнес Лаубе из Университета Восточной Англии (Великобритания) и его коллеги сообщают об обнаружении четырёх разрушающих озон веществ по результатам анализа воздуха, запертого в гренландском снегу, и образцов воздуха с Тасмании. Суть открытия в том, что CFC-112, CFC-112a, CFC 113a и HCFC-133a производились в Северном полушарии, но неизвестно, где и кем.
Самую большую тревогу вызывает CFC-113a. Объём выбросов этого соединения относительно мал, но быстро увеличивается: с 2010 по середину 2012 года он вырос более чем вдвое. Оно используется в качестве сырья для производства гидрофторуглеродов, широко применяющихся как заменитель CFC в системах кондиционирования воздуха и некоторых инсектицидах.
Все четыре вещества запрещены Монреальским протоколом 1987 года. Однако, по словам г-на Лаубе, насчёт CFC-113a есть оговорка, позволяющая предприятиям делать для них исключение. Озоновый секретариат Организации ООН по окружающей среде в 2003 году получил отчёт об использовании CFC-113a в производстве пестицидов, но так и не обнародовал сведения о количестве выбросов.
Поэтому, говорит г-на Лаубе, неизвестно: то ли перед нами результат деятельности, на которую было получено разрешение, то ли указание на нелегальное производство. Так или иначе, ясно одно: выбросы растут быстро. Пока, по сведениям Мартина Чипперфилда из Лидсского университета (Великобритания), они не превышают 1% того показателя, который существовал до Монреальского протокола. «И нельзя допустить, чтобы они стали существенными», — добавляет Стив Монцка из Национального управления исследований океанов и атмосферы (США).
Однако г-н Лаубе всё равно бьёт тревогу. Он убеждён, что открылась только верхушка айсберга: «Мы ещё не определили объёма выбросов, но нашли уже десятки остававшихся неизвестными озоноразрушающих веществ, и поиск продолжается».
Результаты исследования опубликованы в журнале Nature Geosciences.