Опубликовано 06/02/2014, в 14 ч. 04 мин., 1044 просмотров

Мыши предпочитают слушать песни незнакомых им самцов

Лабораторные мыши. Фото: http://svit24.net

Мыши предпочитают слушать незнакомые им ультразвуковые "серенады" самцов и чаще выбирают исполнителей новых "песен" для продолжения рода, что вероятно помогает им поддерживать высокое генетическое разнообразие в популяции, заявляют японские биологи в статье, опубликованной в журнале PLoS One.

Выбор особи противоположного пола для размножения — очень сложный и многоступенчатый процесс, на который влияет десятки и сотни различных факторов. Так, среди многих социальных млекопитающих существует опасность вырождения при частом спаривании близкородственных особей, из-за чего эволюция выработала множество защитных механизмов, мешающих таким "инцестам".

Такэфуми Кикусуй из университета Адзабу в Сагамихаре (Япония) и его коллеги раскрыли один из примеров такой "защиты", наблюдая за поведением и выбором партнера для спаривания среди молодых самок и самцов мыши. Еще в предыдущие годы Кикусуй и его коллеги заметили, что мышата быстро "заучивают" и легко распознают звуки, которые издает их отец.

Они предположили, что подобный "импринтинг" может помогать им не только выживать в детстве, но и выбирать будущего спутника жизни. Биологи проверили эту гипотезу, взяв несколько пар самок и самцов с родившимся потомством и разделив их на три группы. В первой из них дети воспитывались "нормально", во второй они меняли отцов местами, а в третьей их вообще убирали из семьи.

Когда их дочери выросли, ученые поместили их в одиночные клетки, оборудованные динамиками, и проверили, какая из "песен" самцов привлечет их больше всего. В общей сложности биологи проигрывали четыре мелодии, одна из которых была исполнена самцом, который приходился родственником их биологическому отцу.

Оказалось, что мыши испытывали меньше всего интереса к тем песням, которые были похожи на те, которые исполнял их настоящий или "приемный" отец. Данный факт, как считают ученые, позволяет говорить о том, что мыши запоминают звуки брачных серенад своих родителей и используют их во избежание инцеста.