Всё дело в том, что мегаполису приходится сочетать в себе две разные функции, объяснила ведущий научный сотрудник Института географии РАН Ольга Вендина:
"Это целый куст проблем, связанных с тем, что пространство города является одним из источников экономического роста и одновременно является местом жизни людей. И поэтому постоянно возникает это противоречие двух функций: город как машина для производства денег, прежде всего за счёт недвижимости, и вторая – это публичное пространство, место социализации, идентичности людей. В зависимости от того, какая чаша весов перевешивает, возникают и соответствующие проблемы".
Главная проблема, с которой приходится сталкиваться многим крупным городам, – пробки. Сотни тысяч автомобилей просто не помещаются на улицах, не приспособленных для больших транспортных потоков. Каждый мегаполис решает эти проблемы по-разному. Токио развивает транспортную систему: там 11 кольцевых дорог и 3 пересадочных контура метро. К тому же для того, чтобы купить в столице Японии машину, нужно сначала приобрести парковочное место. А Париж - европейский лидер по числу пробок - пытается избавиться от них с помощью платных парковок. Весь город разбит на различные тарифные зоны: чем ближе к центру, тем дороже.Важный шаг на пути избавления мегаполиса от автомобильных заторов – это создание внутри него нескольких культурных, экономических и деловых центров. Париж приступил к этому несколько десятилетий назад, отметил архитектор-урбанист Андрей Иванов:
"В 70-80-е годы там было строительство городов-спутников, очень мощная государственная программа. В удалённых пригородах Парижа было построено пять городов со своими центрами, местами приложения труда. Там же были построены такие мощные объекты, как Диснейленд, которые оттягивают активность от центра города на периферию и создают полицентрическую систему организации жизни".
По результатам социологических опросов, больше всего неудобств жителям мегаполисов доставляют транспортные проблемы и мусор на улицах. Но даже жизнь в городе, где решены инфраструктурные проблемы, негативно сказывается на здоровье горожан.Врачи выделяют особую группу заболеваний – "неврозы большого города", пояснил врач-психотерапевт, доцент кафедры психотерапии Московского института психоанализа Владимир Файнзильберг:
"Существует масса факторов большого города, которые отрицательно влияют на психику. Повышенные уровни шума, воздействие рекламы, света. Плюс яркость этих цветовых решений тоже влияет на психику, начиная с юного возраста. Скученность зданий, отсутствие свободного пространства и главное – тишины. Плюс транспортные проблемы, когда люди нарушают дистанцию безопасности. Мы находимся в состоянии повышенной тревоги, готовности к отражению атаки. Это неосознанное действие нашей психики".
Кроме того, жители мегаполисов мало двигаются – большая часть из них ведёт сидячий образ жизни, работает в офисах и совсем не успевает гулять. К тому же не везде для этого есть условия. Поэтому, как считают специалисты, в крупных городах должно быть как можно больше парков и пешеходных зон. Это если и не сделает жизнь в мегаполисе абсолютно комфортной, то по крайней мере улучшит настроение горожан.